Военные дороги Рима

Rate this post

Развитая сеть дорог не только позволяет быстро перебрасывать людей и материалы. Она также значительно облегчает распространение информации, в том числе донесений и приказов. Поэтому Агрикола в ходе своего правления в Британии построил более 400 римских миль (около 600 км) дорог.

Хотя правила строительства дорог были едины для всей империи, везде существовала местная специфика, связанная с доступностью тех или иных строительных материалов, а также наличием рабочей силы. В Шотландии дороги сооружались несколькими способами, в зависимости от условий местности, по которым проходила дорога. В областях с хорошим отводом воды и плотной подпочвой обычно не уделяли большого внимания созданию насыпей. Насыпь делали ровно в той степени, чтобы придать дороге нужный профиль. На мягком, болотистом грунте почву снимали до коренных пород, делая затем насыпь из песочно-гравийной смеси.

Римская военная дорога
От римских военных дорог в наши дни остались лишь насыпи, которые можно различить на равнинах. Здесь мы видим следы военной дороги при Сибегз-Вуд. До сих пор можно различить следы дренажных канав по обочинам. Дороги обеспечивали рокадную связь между гарнизонами вала Антонина.

Дорога возвышалась над уровнем почвы, по ее бокам проходили дренажные канавы. Ширина насыпи, по которой проходила дорога, достигала 10 метров. Сама дорога делалась не уже 4 метров в ширину, что позволяло разъезжаться двум повозкам. В Шотландии две трети всех дорог делались шириной 20 римских фунтов, а наиболее важные дороги делались шириной 25-30 римских футов.

Сама дорога имела многослойное строение. Сначала укладывался слой крупных камней, затем слой мелких камней, слой гравия с песком. Все это тщательно утрамбовывалось. Материалы для строительства брали из ям, выкапываемых по сторонам дороги. Растительность по сторонам от дороги вырубали, чтобы исключить возможность внезапного нападения. Расстояния на дороге отмечались верстовыми столбами. Один такой столб обнаружен в Инглистоуне под Эдинбургом. Этот столб воздвигнут при Антонии.

Стаций дает простое и поэтизированное описание строительства дороги: “Первой задачей было разметить дорогу, взрезать дерн, а затем вырыть траншею. Дальше траншею надо засыпать другим материалом, делая этим фундамент дороги. Грунт не должен дрожать и проседать под шагами. Дальше мостили бордюр. А сколько людей трудится на строительстве дороги! Одни рубят лес и расчищают поверхность. Другие ровняют скалы и строгают огромные брусья. Третьи вяжут камни, заливая их известкой, смешанной с вулканическим торфом. Четвертые осушают местность, отводя в сторону ручьи.”

Все легионеры, как это показано на колонне Траяна, могли участвовать в строительстве дорог. Но чаще к строительству привлекали местные общины. В Шотландии по бокам дорог находят ямы шириной 3-8 метров, из которых добывался булыжник, гравий и песок для строительства дороги. В некоторых местах ямы наползают одна на другую, что свидетельствует о том, что дорогу здесь ремонтировали в более позднее время.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *