Обувь и стеганые доспехи византийцев

Rate this post

Военные руководства много внимания уделяют обуви солдат. И это не удивительно, так как проблемы с обувью могут серьезно подорвать боеспособность армии. Всадникам не приходилось много ходить пешком, поэтому вопрос с обувью больше обсуждался в пехотном контексте. В то же время конница имела более высокий статус, поэтому по качеству обуви как минимум не уступала пехоте. Археологи обнаружили образец, относящийся к началу VI века и безошибочно идентифицированный как сапог для верховой езды. Высокое голенище завершается языком, прикрывающим колено.

На рисунках XI века видны сапоги на подвязках. По-видимому, такие сапоги представляли собой гибрид собственно сапог и кампотувы, о которой говорилось выше. Старинное слово гиподимата означало такие высокие сапоги, тогда как сапоги ниже колен назывались музакия.

Более легкая обувь (сандалия и цервулия) упоминается как дешевая альтернатива обуви для пехотинцев, а в коннице ее могли носить разе что только слуги. Обычным цветом обуви был цвет неокрашенной кожи, хотя знатные воины могли носить цветные сапоги (красные, оранжевые, синие или зеленые). Археологические раскопки на территории кладбищ периода поздней античности в Египте убедительно доказывают, что на Ближнем Востоке обувные технологии далеко опережали современные им европейские технологии. Более того, многие из приемов используются и в наши дни. Хорошая обувь имела толстую многослойную подошву.

Внешний вид снаряженного в бою воина определял стеганый доспех, который составлял основную защиту (зава или кавадион) легковооруженного конного лучника, а у более тяжелой конницы составлял верхний слой защиты (эпилорикион). В военных руководствах конструкцию стеганых доспехов описывают очень подробно. Вероятно, стеганые доспехи поставлялись в армию централизованно, имели одинаковый цвет и покрой, придавая внешности воинов единообразие. В более поздний период эпилорикион богатых воинов шили из яркой ткани, украшая его орнаментом или псевдогеральдическим узором, копируя стиль западноевропейских рыцарей.

Ближе к концу гражданской войны 1080-1081 годов Алексей I Комнин конфисковывал шелк, чтобы пошить накидки для своих воинов. Его противники не были готовы увидеть столь дорогую одежду на поле боя. В поэме «Дигенис Акрит», написанной в XII веке, говорится об эпилорикионе, расшитом грифонами. Многочисленные рисунки указывают на стеганый характер этого доспеха. Простегивание велось в перпендикулярных направлениях, чтобы предотвратить сбивание подкладки. Парадный вариант – гунион – обычно простегивали по более сложной схеме, которая сама по себе служила украшением.

Командиры отличались от солдат благодаря цветным кушакам, обернутым вокруг груди, так называемым пекторарионам. Цвет кушака мог указывать на статус командира. К сожалению, описаний цветовых схем не сохранилось, возможно, каждый раз утверждалась новая схема.

В военных руководствах содержится совет, чтобы все воины красили свои щиты в один цвет. Кроме того, часто щиты украшали одинаковыми рисунками, по крайней мере, в рамках одного отряда.
Свободное время в походе солдаты проводили, занимаясь полировкой своего оружия и доспехов. Вычищенные доспехи и оружие поднимали боевой дух воинов, придавали им эффективный внешний вид и угнетающе действовали на противника.

икона святых Сергея и Вакха, конец XIII века
Великолепная икона святых Сергея и Вакха, конец XIII века. Очень реалистично показаны детали экипировки. Чешуйчатые панцири, высокие сапоги, выгнутые луки, разнообразные наконечники стрел. Все эти детали вполне подтверждаются археологическими находками. Обратите внимание на западноевропейские по стилю высокие седла и Георгиевский крест на вымпеле

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *