Вера и причастность византийских воинов

Оцените статью!

Жители Римской империи в целом и Восточной Римской империи в частности обладали чувством единения, которое едва ли может представить не то что современный житель Запада, но и житель средневековой Западной Европы. Это единение строилось на религиозной основе. Если на западе религиозные истины формулировали церковными иерархами за закрытыми дверями, а затем провозглашались благодарной, но в целом профанной толпе, то на востоке любой человек с улицы считал себя в праве иметь мнение по религиозному вопросу, высказывать его и активно отстаивать. В IV веке Григорий Нисский отмечал, что любой его поход на рынок или в баню превращается в лекцию на теологические темы, которые берется толковать любой продавец или банщик.

Завет, заключенный с Богом императором Константином пере сражением на Мильвийском мосту («Сим победиши!»), получил широкий резонанс в римском обществе и в римской армии. В целом христианство сыграло двойственную роль в отношении римской армии. При всех своих плюсах, христианство часто приводило людей к идее о том, что их личное благочестие в сочетании с почитанием Богородицы и святых защитит их лучше любой армии. Кроме того, солдатский обычай смягчать стресс военной кампании вином, азартными играми и женщинами находился в вопиющем противоречии с нормами христианской морали.

Наконец, в восточном православии отсутствовала концепция «священной войны». Поэтому убийство неверного все равно оставалось грехом. Поэтому солдаты постоянно находились под епитимьей – церковным наказанием. Наиболее распространенными видами епитимьи был пост, когда из рациона исключалось мясо и вино (ксерофагия и гидропосия). Таким образом солдаты в Восточной Римской империи находились в некой конфликтной сумеречной зоне, где их не могло полностью принять общество и признать церковь. Это состояние частично смягчалось тем, что жизнь армии была пронизана церковной службой, то есть солдаты находились в уверенности в том, что грешниками они не умрут.

Византийское войско преследует арабов
Византийское войско преследует арабов, из иллюстрированной “Хроники Силицы”. Хотя рукопись была составлена на Сицилии в XII веке, в ее основу легли восточные тексты, написанные веком раньше. По этой причине “Хроника” содержит множество интересных деталей, отсутствующих в других источниках. Обратите внимание на сапоги с длинным наколенником.

Среди наиболее почитаемых на востоке святых имелось несколько святых воинов. Более других почитались святые Дмитрий, Георгий и двое Феодоров. Культ святых воинов был особо распространен среди солдат. Изображения святых воинов дошли до нас в виде дешевых икон, резьбы по стеатиту. Эти изображения характеризуются определенным реализмом. Кроме того, найдено множество дешевых литых бронзовых распятий с изображением военных святых, которые были весьма распространены среди солдат.

Изображения также позволяют нам найти разницу в образе жизни кадровых и полупрофессиональных солдат. Полупрофессиональные солдаты провинциальных армий сохраняли причастность к провинциальному обществу. Они понимали, что защищают свои семьи и семьи своих солдат. Напротив, кадровые солдаты оказывались вырваны из своей прежней среды и помещены в армейскую среду. Пропасть между горожанами и солдатами гарнизонов усугублялась тем, что солдат использовали для пресечения городских беспорядков. Хотя городские беспорядки в описываемы период уже не носили столь жестокий и беспощадный характер, как раньше, применять силу вплоть до кровопролития солдатам приходилось.

Итак, какое же чувство причастности испытывал солдат X-XII веков? Несомненно, некоторые считали себя солдатами императора, особенно в тех случаях, когда императоры показывали себя талантливыми полководцами. Но талантливых полководцев среди императоров было меньшинство. Многие солдаты испытывали чувство причастности к армии как к социальному институту.

Хороший пример того, почему к “Хронике Скилицы” следует подходить с осторожностью. На иллюстрации невозможно отличить византийцев от арабов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *