Вспомогательные осадные машины

Rate this post

Осадная башня была дорогой альтернативой простому штурму стены с помощью лестниц. Но механики старались найти компромисс, пытаясь создать осадную машину, сочетавшую в себе простоту лестницы и защиту осадной башни. Известно три решения этой проблемы.

Качели

Атеней упоминает, о хитроумном изобретении (mechanema), принадлежащем Ктесибию из Александрии. Изобретение Ктесибий сделал около 270 г. до Р.Х., работая на Птолемея II Филадельфа. Атеней не без сарказма отмечает, что творение Ктесибия не нашло практического применения, хотя и вызывало у очевидцев восхищение. Ктесибий создал своего рода четырехколесную повозку, на которой стояла вертикальная рама. На вершине рамы находился механизм, который Атеней называет «трубой» (syrinx). Наличие в этой «трубе» двери позволяет предположить, что эта труба представляла собой мостки, который балансировал на раме наподобие детских качелей. Очевидно, машину выкатывали на позицию, «труба» поднималась на стену, и солдаты бросались в бой.

Самбука

Самбука (sambyke) — наиболее известное приспособление, применявшееся на кораблях. Самбука представляла собой гигантскую лестницу, по которой абордажная команда врывалась с корабля на стену, обращенную к морю. Однако самбука, создание которой Битон приписывает Дамию, малоизвестному конструктору из Колофона, расположенного на территории современной Турции, представляет собой нечто особенное. Во-первых, она предназначалась для штурма крепостных стен с земли. Во-вторых, в ее конструкции использовался винт, с помощью которого самбука поднималась. Внешний вид машины Дамия описывается противоречиво. Битон говорит о самбуке с лестницей длиной 60 футов (18 м) со штурмовой платформой на одном конце и противовесом на другом. Лестница покоилась на козлах (killibas). Козлы, в свою очередь, стояли на шасси высотой 27 футов (8 м) с колесами диаметром 3 фута (0,9 см). Туманное описание ходовой части позволяет историкам пустить в ход воображение.

Наиболее смелое предложение высказал Марсден, который говорит о том, что шасси самбуки состояло из одной продольной балки. Шрамм настаивает на прямоугольном шасси, обеспечивающем большую устойчивость, но он ошибочно представил лестницу в виде продольной балки со ступенями.

Лестница, о которой говорит Битон, явно имеет стенки «так, что люди, взбирающиеся по лестнице, не рискуют упасть». На переднем конце лестницы имелась площадка, с которой солдаты прыгали на стену. В действительности, лестница очень напоминает корабельную самбуку, описанную Полибием во II в. до Р.Х. Полибий пишет, что «лестница готова. Ее ширина 4 фута (1,2 м), а длина достаточная для того, чтобы подняться до вершины стены. С каждой стороны лестница имеет высокие стенки…а у вершины лестница закрыта плетеными стенками с трех сторон, так что там могли стоять в безопасности сразу четыре человека». Возможно, платформа Дамия имела подобную защиту. Когда лестница оказывалась на стене, плетеную стенку откидывали, и солдаты бросались в бой.

В отличие от корабельного варианта самбуки, лестница Дамия имела в задней части противовес длиной около 2 метров, заполненный свинцом. Шрамм не уверен в назначении этого противовеса, тогда как Марсден считает, что этот противовес использовался для балансировки всей конструкции, действующей наподобие качелей. Поэтому в его реконструкции имеется горизонтальный шкворень, закрепленный в верхней части рамы. Драхман очень скептически относится к описанию Битона, а реконструкцию Марсдена считает просто абсурдом.

Конечно, лестница никогда не должна была качаться наподобие детских качелей. Ее приводил в действие вертикальный винт длиной около 4,5 м, проходящий через раму. Битон очень невнятен при описании винта. Вероятно, лестница крепилась к раме позади винта. Выкручивая винт вверх, можно было приподнять передний конец лестницы, соизмерив его положение с высотой стены. Противовес не играл в подъеме лестницы никакой роли, а служил только для продольной устойчивости машины. Шрамм и Марсден полагают, что длина передней части лестницы достигала 12 м. В этом случае противовеса в 2 тонны, помещенного на противоположном конце, было достаточно для уравновешивания самой лестницы и находящихся на ней десятка солдат.

Толлено

Более простое устройство, применявшееся как осаждающими, так и осажденными, представляло собой простой горизонтальный брус, подвешенный на шарнире к верхнему концу вертикального столба. Если потянуть одно плечо бруса вниз, другое плечо поднимется. Осажденные с помощью данного устройства могли захватывать осадные машины осаждавших, а также сбрасывать на них сверху тяжести. В 214 г. до Р.Х. в Сиракузах с помощью этого устройства удалось выдернуть из воды римские галеры. В Кремоне в 69 г. от Р.Х. осажденные выхватывали отдельных солдат осаждающей армии, переносили их внутрь стены, где и разбирались с пленниками. В 429 г. до Р.Х. в осажденных Платеях использовалось подобное устройство, описанное Фукидидом как keraia. С помощью данного приспособления осажденные сбрасывали тяжести на тараны спартанцев. Аналогичную тактику применяли жители Амбры в 189 г. до Р.Х. Интересный вариант использования этой машины осаждающей стороной описан Вегецием в его книге «Краткое изложение военного дела». Хотя Вегеций скомпилировал свой труд в конце IV – начале V вв. от Р.Х., он пользовался не дошедшими до нас классическими источниками, в том числе «Тактикой» Фронтина, составленной в I веке. Вегеций пишет о толлено (tolleno), на одном из концов которого крепилась плетеная корзина, вмещавшая нескольких солдат. Эту корзину поднимали на стену, после чего солдаты спрыгивали и вступали в бой.

Римские машины

Активно участвуя в осаде крепостей и применяя осадные машины, римляне первоначально действовали иначе, чем греки. Они штурмовали городские стены с помощью простых лестниц. Действуя таким образом, они взяли штурмом самнитский город Сильвиум в 306 г. до Р.Х., то есть в то же время, когда Деметрий Полиоркет терроризировал средиземноморское побережье с помощью своих титанических осадных башен. Без сомнения, в ходе 1-й Пунической войны (конец III в. до Р.Х.) римляне ознакомились с осадной тактикой карфагенян.

В ходе Македонских войн с Филиппом V в начале II в. до Р.Х. римляне узнали об эффективности осадных башен и таранов. Тем не менее, римляне продолжали использовать прагматичные методы штурма.

Самбука
Самбука

Описание самбуки Дамия, данное Битоном, очень краткое. По его словам шасси самбуке служил одиночный брус 3x2x27 футов (0,9×0,6×8м) с колесами диаметром 3 фута (0,9 м). Мы же предположили существование прямоугольного шестиколесного шасси. Главная деталь машины — 60-футовая (IS м) лестница. Лестница подвешена к задней частирамы и соединена с вертикальным винтом, с помощью которого регулируется положение лестницы по высоте. Логично предположить, что машина снаружи была обшита досками или плетеными щитами для защиты солдат. Битон сообщает, что рама имела в высоту 14 футов (4,2 м), тогда как длина винта составляла 15 футов (4,5 м). Поэтому, будучи полностью вывернутым, он возвышался на 1 фут (0,3 м) над рамой. Если принять, что длина переднего плеча лестницы равнялась 12 м, при полностью вывернутом винте передний конец лестницы возвышался на 9 м над землей. Серьезную проблему представляла собой устойчивость машины к опрокидыванию. При опущенной горизонтальной лестнице, вертикальная лестница играла роль vnopa в землю. Присутствие множества солдат на переднем плече лестницы значительно смещало центр тяжести вперед, поэтому заднее плечо лестницы приходилось оснащать противовесом. Машина могла двигаться только после того, как вертикальная лестница отрывалась от земли.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *