Линкоры кригсмарине

Стальные титаны Кригсмарине: как Германия бросила вызов морским державам

История линкоров Кригсмарине — это история гениального инженерного преодоления. Оказавшись после Версаля в тисках жестких ограничений, немецкие кораблестроители ответили не количеством, а качеством и инновациями. Они создали корабли, которые, несмотря на свою малочисленность, на годы стали «головной болью» для всего флота Британской империи.

В этом разделе мы подробно разберем всех ключевых представителей «стального зверинца» Кригсмарине. Вы узнаете, как «карманные линкоры» типа «Дойчланд» стали masters of the grey zones, обходя все договорные ограничения. Проследите за всей боевой path могучих «Шарнхорста» и «Гнейзенау» — самых быстрых линкоров своего времени. И, конечно, детально изучите легенду — линкор «Бисмарк» — один из сильнейших кораблей в истории, чей единственный поход стал символом несгибаемой стойкости и оказал колоссальное психологическое воздействие на ход войны. Это история о том, как технологическое превосходство и тактическая смекалка бросили вызов подавляющей мощи.

Кригсмарине – германский военно-морской флот

«Шлезвиг-Гольштейн» произвел первые выстрелы во Второй мировой войне

Германский военно-морской флот, кригсмарине, в 1939 г. являлся самым небольшим по численности видом вооруженных сил Германии, занимая скромное третье место после армии и люфтваффе. Германская армия в начале войны являлась одной из крупнейших по численности и самой эффективной в мире. Люфтвафее также представляли собой могучую силу, вооруженную самыми современными самолетами и укомпректованную компетентным личным составом. …

Проблемы кригсмарине перед началом 2-й мировой войны

Линкоры «Адмирал Шеер» и «Дойчланд»

Перед новыми кригсмарине встали те же самые проблемы, которые когда-то пришлось решать командованию кайзеровского флота. Проблема первая: Германия не имела открытого выхода в Океан. Основные порты – Вильгельмсхафен, Бремен, Гамбург и Киль – расположены на побережье Северного и Балтийского морей. Все маршруты в Атлантику, ведущие из этих портов, легко контролируются англичанами. Германские корабли могли прорваться …

Приоритеты Германии в создании линкоров

Лёд намерз на палубе «Лютцова» (так стал называться «Дойчланд» с 15 ноября 1939 г.), суровая зима выдалась в 1939 – 1940 г.г.

Германские линкоры почти не выходили в море, но одним фактом своего существования доставляли британским адмиралам постоянную головную боль. Все операции британский флот был вынужден проводить с учетом возможности появления грозного противника в лице дредноутов Флота Открытого моря. Корабли, построенные согласно стратегии Fleet-in-being, как минимум, не должны уступать лучшим кораблям противника. В начале 30-х годов для …

Линкоры типа «Дойчланд»

Линкор Дойчланд

По ограничениям Версальского договора Германии разрешалось иметь в составе военного флота только восемь абсолютно устаревших линкоров додреноутного типа, несколько крейсеров и небольшое количество кораблей малых классов. В то же время ограничения предусматривали возможность замены старых линкоров новыми кораблями в пропорции один к одному, но только по достижении старыми линкорами 20-летнего возраста при чем водоизмещение кораблей …

Особенности кораблей кригсмарине типа “Дойчланд”

Рисунок камуфляжа на правой стороне носовой надстройки «Шпее»

Корабли типа «Дойчланд» произвели фурор в кораблестроительным мире из-за своей необычной силовой установки: впервые на столь крупных кораблях были установлены дизели. Почти все крупные корабли в то время традиционно оснащались паровыми турбинами. На «Дойчланде», «Шеере» и «Шпее» стояло по четыре двухтактных дизеля фирмы MAN, работавших на два гребных винта через редукторы фирмы Вулкан. Силовая установка …

Карманные линкоры фюрера

Броненосец «Адмирал граф Шпее» в Южной Атлантике, декабрь 1939 г.

Для управления огнем орудий главного калибра использовался оптические дальномеры с базой 10,5 м. На линкорах стояло по четыре таких дальномера. По одному дальномеру было смонтировано на передней и кормовой надстройках, еще по одному – в башнях главного калибра. Качество оптических приборов германского производства в рекламе не нуждается. Возможно, превосходная оптика оказала немцам дурную услугу – …

Боевая карьера кораблей типа «Дойчланд»

«Адмирал Шеер», рейд в Атлантику, октябрь 1940 – апрель 1941 г.г.

«Дойчланд/Лютцов» 1933 – 1936 г.г. флагманский корабль рейхсмарине/кригсмарине 1936 – 1937 г.г. патрулирование у берегов Испании. 29 мая 1937 г. в районе Ибицы получил прямое попадание двух бомб, сброшенных с самолета СБ ВВС республиканской Испании. 24 августа 1939 г. покинул Вильгельмсхафен и взял курс на район южнее Гренландии. 26 сентября 1939 г. начал рейд в …

Корабли типа «Шарнхорст»

Линкор «Шарнхорст» обстреливает Баренцбург

Корабли типа «Шарнхорст» классифицировались в Германии как Schlachtschiffe, боевой корабль, англичане описывали корабли как Battlecruiser. «Шарнхорст» стал развитием карманных линкоров типа «Дойчланд». Ответ союзников на появление «Дойчланда» в виде закладки «Дюнкерка» вызвал обеспокоенность уже в Германии. Казалось бы, чего немцам опасаться: линкором больше, линкором меньше – какая разница? В количественном отношении у Германии не имелось …

Особенности линкоров типа «Шарнхорст»

Шарнхорст в бою

Длина «Шарнхорста» по ватерлинии составляла 226 м, полная длина – 229,8 м, ширина – 30 м, осадка при стандартном водоизмещении – 8,2 м, при полном – 9,1 м. На момент спуска на воду размеры «Гнейзенау» не отличались от размеров «Шарнхорста». В 1939 – 1940 г.г. на корабли установили новые носовые оконечности, после чего полная длина …

Боевая карьера кораблей типа «Шарнхорст»

«Гнейзенау» (вдали) и эсминец за кормой «Шарнхорста», февраль 1940 г.

«Шарнхорст» июль – сентябрь 1939 г. послеиспытательный ремонт в Вильгельмсхафене 21-27 ноября 1939 г. совместный с «Гнейзенау» выход к Исландии для введения в заблуждения противника – обеспечение прорыва «Графа Шпее» в Атлантику 23 ноября 1939 г. потоплен британский вспомогательный крейсер «Равалпинди» 18 – 20 февраля 1940 г. отмена совместного с «Гнейзенау» выхода (операция «Нордмарк») к …

Самолеты корабельного базирования

Гидросамолет Арадо Ar-196 краном устанавливается на катапульту «Шарнхорста», апрель 1940 г. Самолет недавно вернулся из очередного разведывательного полета. На нижней поверхности крыла установлены бомбодержатели ETC-50/VIII, по одному под каждой консолью.

Германские линейные корабли всех трех типов разрабатывались с учетом возможности базирования на них летательных аппаратов тяжелее воздуха – так называемых «самолетов». В первой половине 30-х годов в мире пошло повальное увлечение установкой на крупные корабли катапульт, предназначенных для запуска самолетов. В те годы моряки видели в самолете лишь средство ведения разведки и корректировки артиллерийского огня. …

Линейные корабли типа «Бисмарк»

Бисмарк в бою

Подписанное в 1935 г. англо-германское военно-морское соглашение легимитизировало корабли типа «Шарнхорст». Более того, по милости данного пакта Германия получила возможность построить два настоящих линкора для замены двух кораблей додредноутного типа, которые все еще оставались в составе кригсмарине. Данное соглашение разрешало Германии еще и строительство подводного флота, что категорически было запрещено условиями заключенного в 1919 г. …

«Бисмарк» выходит в море

«Бисмарк» в Балтийском море, ранняя весна 1941 г.

При спуске длина «Бисмарка» по ватерлинии составляла 240,2 м, полная длина – 248 м, ширина 36 м, осадка при стандартном водоизмещении – 8,7 и 10,2 м при полном водоизмещении. Более тяжелый «Тирпиц» имел осадку 9 м при стандартном водоизмещении и 10,6 м при полном. Перед вводом в строй на обоих кораблях установили новые, более закругленные, …

Боевая карьера кораблей типа«Бисмарк»

«Тирпиц», операция «Рёссельспрунг», Тронхейм, Норвегия, 5 июля 1942 г.

«Бисмарк» 18 мая 1941 г. покинул Готенхафен (Гдыня, Польша) вместе с тяжелым крейсером «Принц Евгений» для участия воперации «Рейнюбунг» – прорыв в Атлантику 24 мая 1941 г. в Датском проливе потопил британский линейный крейсер «Худ» и повредил линкор «Принс оф Уэльс»; получил три прямых попадания снарядов, один из которых повредил цистерну с маслом из-за чего …

Окраска германских кораблей в период Второй мировой войны

«Тирпиц» демонстрирует свое «тело» толщиной в 36 м, Флехефьорд, конец 1943 г. Снимок сделан с борта небольшого норвежского буксира. Полные обводы линкоров типа «Бисмарк» положительно отразились на плавучести германских кораблей; британские «Кинги Георги V» и американские «Айовы» были на 3 м уже «Бисмарка».

В германском флоте использовались краски красного, желтого, голубого, зеленого и коричневого цвета для нанесения знаков быстрого опознавания с воздуха и камуфляжа. В балтийском море корабли камуфлировались в коричнево-зеленые тона, в Норвежских водах – в серо-голубые. Для камуфляжа также применялись краски различных оттенков серого цвета, которые не были официально регламентированы, а получались путем перемешивания красок нескольких …