Самолеты корабельного базирования

Rate this post

Германские линейные корабли всех трех типов разрабатывались с учетом возможности базирования на них летательных аппаратов тяжелее воздуха – так называемых «самолетов». В первой половине 30-х годов в мире пошло повальное увлечение установкой на крупные корабли катапульт, предназначенных для запуска самолетов. В те годы моряки видели в самолете лишь средство ведения разведки и корректировки артиллерийского огня.

Концепция предусматривала запуск с катапульты небольшого гидросамолетика, способного вести разведку в сравнительно небольшом радиусе от корабля-матки. Перед экипажем ставилась задача найти неприятеля, определить его боевой порядок и вывести свои силы на удобную для завязки сражения позицию, а в ходе боя корректировать огонь корабельной артиллерии. Не исключались также воздушные бои с аналогичными самолетами противника. По окончанию сражения или израсходованию топлива авиационному экипажу предписывалось сажать самолет на воду у дружественного корабля и ожидать дальнейших действий со стороны экипажа корабля по эвакуации аэроплана с водной поверхности.

Биплан Хейнкель Не-60С не отличался высокими скоростными качествами, был неустойчив как на воде, так и в воздухе, но под водой самолет устойчиво шел ко дну, что, однако, к достоинствам аэроплана отнести сложно. Аэроплан не прощал ошибок, поэтому летчики его не любили. На снимке – Не-60С (60+А95) из Bordfliegergruppe-196, подразделение накануне Второй мировой войны было приписано к «Адмиралу Шееру». Самолет полностью покрашен в светло-серый цвет RLM-63, поплавки – серебристые RLM-01.
Биплан Хейнкель Не-60С не отличался высокими скоростными качествами, был неустойчив как на воде, так и в воздухе, но под водой самолет устойчиво шел ко дну, что, однако, к достоинствам аэроплана отнести сложно. Аэроплан не прощал ошибок, поэтому летчики его не любили. На снимке – Не-60С (60+А95) из Bordfliegergruppe-196, подразделение накануне Второй мировой войны было приписано к «Адмиралу Шееру». Самолет полностью покрашен в светло-серый цвет RLM-63, поплавки – серебристые RLM-01.

Появление авианосцев поставило крест на вышеописанной концепцией боевого применения гидропланов. Любой самый захудалый самолет авианосного базирования по своим характеристикам наголову превосходил небольшие гидропланы катапультного старта. Ввиду возросшей угрозы со стороны авианосной авиации действия гидросамолетов катапультного старта непосредственно в морском бою исключались, но теперь на гидросамолеты возложили ведение разведки, крайне важной для рейдеров.

На германских линейных кораблях могли базироваться самолеты четырех типов. Все они кратко описаны ниже.

Хейнкель Не-60С

Модификация «С» биплана Не-60 впервые поднялась в небо в 1934 г. Вскоре самолет был принят на вооружение кригсмарине как стандартный гидроплан корабельного базирования. Биплан Не-60С обладал следующими характеристиками:

  • размах крыла, м 12,92
  • длина, м 11,5
  • высота, м 4,94
  • масса пустого, кг 2410
  • максимальная взлетная масса, кг 3556
  • двигатель: 1 х 12-цилиндровый жидкостного охлаждения BMW V16,0 ZU мощностью 660 л.с
  • максимальная скорость, км/ч 225 (на высоте 1000 м)
  • дальность полета, км 769 (на высоте 2000 м)
  • экипаж, чел 2
  • вооружение: 1 х пулемет MG 15 калибра 7,92 мм на турельной установке в задней кабине Хейнкель Не-114

В 1935 г. кригсмарине заказало Эрнсту ейнкелю скоростной гидросамолет, предназначенный для замены на кораблях устаревших бипланов Не-60СОтветом Хейнкеля стал высокоплан Не-114. Ниже приведены характеристики модификации Не-114А-2:

  • размах крыла, м 13,6
  • длина, м 11,65
  • высота, м 5,23
  • масса пустого, кг 2300
  • максимальная взлетная масса, кг 3670
  • двигатель: 1 х 9-цилиндровый звездообразный воздушного охлаждения BMW 132К мощностью 960 л.с
  • дальность полета, км 880 (на высоте 1000 м)
  • потолок практический, м 4898
  • экипаж, чел 2
  • вооружение: 1 х пулемет MG 15 калибра 7,92 мм на турельной установке в задней кабине; дополнительно – две 50-кг бомбы на подвеске под крылом

Самолет получился неудачным – отмечались проблемы с устойчивостью и управляемостью. На вооружение кригсмарине он принят не был.

Хейнкель Не-114 создавался на смену Не-60С, однако самолет у Хейнкеля не удался и эксплуатировался в кригсмарине в течение очень короткого срока. На снимке – третий прототип Не-114 (D-IOGB) на катапульте броненосца «Гнейзенау». Полоса на вертикальном оперении – красная, диск – белый, свастика – черная.
Хейнкель Не-114 создавался на смену Не-60С, однако самолет у Хейнкеля не удался и эксплуатировался в кригсмарине в течение очень короткого срока. На снимке – третий прототип Не-114 (D-IOGB) на катапульте броненосца «Гнейзенау». Полоса на вертикальном оперении – красная, диск – белый, свастика – черная.

Арадо Ar-95А

Кригсмарине потребовались самолеты для авиагруппы заложенного в Киле в 1936 г. авианосца «Граф Цеппелин». По выданным флотом техническим требованиям фирма Арадо разработала самолет Ar-95 – биплан со складывающимися крыльями. Ниже приведены характеристики модификации Ar-95А:

  • размах крыла, м 12,5
  • длина, м 11,1
  • высота, м 5,2
  • масса пустого, кг 2535
  • максимальная взлетная масса, кг 3556
  • двигатель: 1 х 9-цилиндровый звездообразный воздушного охлаждения BMW 135D мощностью 880 л.с
  • максимальная скорость, км/ч 301 (на высоте 3000 м)
  • дальность полета, км 1094 (на высоте 1000 м)
  • потолок практический, м 7300
  • экипаж, чел 2
  • вооружение: 1 х пулемет MG 15 жестко установленный в передней части фюзеляжа, 1 х пулемет MG 15 калибра 7,92 мм на турельной установке в задней кабине; одна 699-кг торпеда или одна 375-кг бомба на подвеске под фюзеляжем, предусмотрена возможность подвески шести 50-кш бомб под крылом.

Авианосец так и не появился, а несколько Ar-95 ранней постройки переделали в гидросамолеты. Характеристики этих самолетов не устроили моряков, но несколько Ar-95 все же эксплуатировались на кораблях кригсмарине перед началом Второй мировой войны.

Арадо Ar-196А
Самолет разрабатывался в качестве резервного основному претенденту на катапультное базирование – гидроплану Не-114.

Ar-196А был подготовлен к принятию на вооружение в июне 1939 г. С началом войны гидропланами Ar-196А заменили на кораблях все бипланы Не-60. Ar-196А представлял собой двухпоплавковый гидросамолет – низкоплан. Он стал единственным самолетом, который базировался на германских линкорах и принимал участие во Второй мировой войне. Ниже приведены характеристики модификации Ar-196А-3:

  • размах крыла, м 12,44
  • длина, м 11
  • высота, м 4,45
  • масса пустого, кг 2335
  • максимальная взлетная масса, кг 3303
  • двигатель: 1 х 12-цилиндровый звездообразный воздушного охлаждения BMW 132К мощностью 960 л.с
  • максимальная скорость, км/ч 312 (на высоте 1000 м)
  • дальность полета, км 800
  • потолок практический, м 7000
  • экипаж, чел 2
  • вооружение: 2 х пушки MG-FF калибра 20 мм, 1 х фиксированный стволом вперед пулемет MG 15 калибра 7,92 мм, 1 х пулемет MG 15 калибра 7,92 мм на турельной установке в задней кабине; две 50-кг бомбы на держателях ЕТС-50 под крылом.

Самолет выпускался в трех модификациях: Ar-196А-1, Ar-196А-2 и Ar-196А-3.
Внешних отличий между самолетами разных модификаций не наблюдалось.

Гидросамолет Арадо Ar-196 краном устанавливается на катапульту «Шарнхорста», апрель 1940 г. Самолет недавно вернулся из очередного разведывательного полета. На нижней поверхности крыла установлены бомбодержатели ETC-50/VIII, по одному под каждой консолью.
Гидросамолет Арадо Ar-196 краном устанавливается на катапульту «Шарнхорста», апрель 1940 г. Самолет недавно вернулся из очередного разведывательного полета. На нижней поверхности крыла установлены бомбодержатели ETC-50/VIII, по одному под каждой консолью.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *