Боевая карьера кораблей типа «Шарнхорст»

Rate this post

«Шарнхорст»

июль – сентябрь 1939 г. послеиспытательный ремонт в Вильгельмсхафене
21-27 ноября 1939 г. совместный с «Гнейзенау» выход к Исландии для введения в заблуждения противника – обеспечение прорыва «Графа Шпее» в Атлантику
23 ноября 1939 г. потоплен британский вспомогательный крейсер «Равалпинди»
18 – 20 февраля 1940 г. отмена совместного с «Гнейзенау» выхода (операция «Нордмарк») к Шетландским островам
7 апреля 1940 г. операция «Везерюбунг», вторжение в Норвегию; совместные действия с «Гнейзенау», патрулирование у западного побережья Норвегии
9 апреля 1940 г. короткий бой с линейным крейсером «Риноун», оба корабля не получили повреждений
4-9 июня 1940 г. совместный с «Гнейзенау» выход в Арктику (операция «Джюно») на перехват транспортов, осуществляющих эвакуацию союзников из Норвегии, возвращение в Тронхейм
8 июня 1940 г. потоплены авианосец «Глориес», эсминцы «Акаста» и «Эрдент»; получены повреждения торпедой, выпущенной эсминцем «Акаста»

«Гнейзенау» (вдали) и эсминец за кормой «Шарнхорста», февраль 1940 г.
«Гнейзенау» (вдали) и эсминец за кормой «Шарнхорста», февраль 1940 г. Эти корабли вместе с тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» принимали участие в операции «Нордмарк», направленной против судоходства союзников в норвежских водах. Немецкие корабли так и не обнаружили судов союзников. На переднем плане – сферический колпак оптического дальномера.

11-13 июня 1940 г. атакован самолетом с авианосца «Арк Ройал» на стоянке в Тронхейме, повреждений нет
21 июня 1940 г. возвращение в Киль
июль – октябрь 1940 г. ремонт на Дойче Веерке в Киле
28 декабря 1940 – 3 января 1941 г.г. неудачная попытка прорыва в Атлантику
22 января – 23 марта 1941 г. успешный, совместно с «Гнейзенау», прорыв в Атлантику; в ходе рейда потоплено 22 судна водоизмещением 115 000 т, пройдено 17 800 миль; поход завершен в Бресте, Франция
23 июля 1941 г. переведен в Ла Паллис, Франция
24 июля 1941 г. поражен пятью бомбами, сброшенными с самолетов RAF
август 1941 г. переведен в Брест на ремонт
11-13 февраля 1942 г. операция «Церберус» – совместный прорыв с «Гнейзенау» и тяжелым крейсером «Принц Евгений» через Ла-Манш; подорвался на минах у побережья Дании, прибыл в Вильгельмсхафен
15 февраля 1942 г. переведен в Киль
февраль – октябрь 1942 г. ремонт на Дойче Верке
11 января 1943 г. попытка прорыва в Норвегию сорвана британской авиацией, вернулся в Киль
8-10 марта 1943 г. переведен в Альтафьорд, Норвегия
6-9 сентября 1943 г. операция «Сицилиен» – совместный с «Тирпицем» обстрел Шпицбергена, высажена десантная партия
25 декабря 1943 г. операция против конвоя JW-55B
26 декабря 1943 г. бой при Норд-Капе, столкновение с британскими крейсерами; получил два прямых попадания 8-дюймовых (203 мм) снарядов с крейсера «Норфолк», выведен из строя радар; позже в другом бой дважды поразил крейсер «Норфолк» 11-дюймовыми снарядами; еще позже добился попаданий в линкор «Дюк оф Йорк»; четыре выпущенных британскими эсминцами торпеды лишили корабль хода; получил полпадания минимум еще десяти торпед и тяжелых снарядов орудий линкора «Дюк оф Йорк» в результате чего затонул; спасено 36 человек из состава экипажа

«Гнейзенау»

7-10 октября 1939 г. прерван поход к побережью Норвегии
21 – 27 ноября 1939 г. совместный с «Шарнхорстом» выход к Исландии
18-20 февраля 1940 г. прерван совместный с «Шарнхорстом» поход к Шетландским островам
7 апреля 1940 г. операция «Везерюбунг» – вторжение в Норвегию; патрулирование у западного побережья Норвегии
9 апреля 1940 г. короткое столкновение с линейным крейсером «Ринаун», получил три прямых попадания снарядов
12 апреля 1940 г. встал на ремонт в Вильгельмсхафене
4-9 июня 1940 г. совместный с «Шарнхорстом» поход в Арктику, возвращение в Тронхейм
8 июня 1940 г. потоплены авианосец «Глориес», эсминцы «Акаста» и «Эрдент»; повреждений нет
10-11 июня 1940 г. неудачная попытка прорыва в Атлантику, вернулся в Тронхейм
20 июня 1940 г. ложный выход из Тронхейма с целью обеспечения перехода «Шарнхорста» в Киль; получил попадание выпущенной британской субмариной «Клайд» торпедой в носовую часть; вернулся в Тронхейм
25 – 27 июля 1940 г. переведен в Киль
июль – сентябрь 1940 г. ремонт на Дойче Веерке в Киле
28 декабря 1940 – 3 января 1941 г.г. неудачная попытка совместного с «Шарнхорстом» прорыва в Атлантику
22 января – 23 марта 1941 г. успешный совместный с «Шарнхорстом» прорыв в Атлантику; в рейде потоплено 22 судна общим тоннажем 115 000 т, пройдено 17 800 миль; возвращение в Брест
6 апреля 1941 г. попадание в порту Брест сброшенной с самолета торпеды
10 апреля 1941 г. попадание четырех авиационных бомб
11-13 февраля 1942 г. операция «Церберус» – прорыв сквозь Ла-Манш вместе с «Шарнхорстом» и «Принцем Евгением»; подорвался на одной мине у побережья Дании; вернулся в Киль
26 февраля 1942 г. попадание одной авиационной бомбы крупного калибра в носовую часть – тяжелые повреждения
4 апреля 1942 г. отбуксирован в Готенхафен (Гдыня, Польша); здесь планировался ремонт и замена артиллерии главного калибра 380-мм орудиями
1 июля 1942 г. выведен из боевого состава флота
январь 1943 г. завершены работы по консервации
27 марта 1945 г. корпус затоплен на входе в порт

«Гнейзенау» вырвался на просторы Северной Атлантики в январе 1941 г.
«Гнейзенау» вырвался на просторы Северной Атлантики в январе 1941 г. «Гнейзенау» вместе с «Шарнхорстом» за два месяца рейдерства уничтожили 22 судна союзников. Во время проведения операции «Берлин» «Гнейзенау» был окрашен в светло-серый цвет, оконечности корпуса – темно-серые, крыши башен главного калибра – желтые, стандартный «атлантический» опознавательный цвет кораблей кригсмарине. Герб рода Гнейзенау (удален с корабля в сентябре 1939 г. в связи с началом войны)

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *