Участники балтийских крестовых походов

Rate this post

В первые годы балтийские крестовые походы велись в основном силами жителей Скандинавии и Германии. «Утрмер» — земли крестоносцев, занятые в Палестине — больше привлекал к себе монархии, имевшие выход к Средиземному морю. После потери в 1291 году последних владений в Палестине, возможности вести крестовые войны на востоке Средиземноморья стали меньше, поэтому католическая Европа обратила свое внимание на Прибалтику, где основная масса населения по-прежнему исповедовала язычество.

Присутствие в Прибалтике западноевропейских рыцарей стало особенно заметным в XIV в. Тевтонский орден принимал в свои ряды рыцарей любой национальности, хотя основу его составляли германцы.

Серебряная инкрустация XII в. на клинке меча
Серебряная инкрустация XII в. на клинке меча. Хотя меч обнаружен на восточном берегу Балтийского моря, он происходит из Германии или Скандинавии. Украшения изображают воинов в европейских доспехах XII в.

Что касается Скандинавии, то здесь крестовые походы никогда не принимали общенационального характера, как это произошло в Европе в ходе Первого Крестового похода. Тем не менее, среди жителей Скандинавии имелось множество добровольцев, но чаще всего проходили так называемые «королевские крестовые походы», осуществляемые силами короля и его дружины, набираемой в Дании, Норвегии и Швеции.

Балтийские крестовые походы и, прежде всего, походы против литовцев, давали возможность участникам отличиться и получить боевой опыт, не совершая дальних поездок на Ближний Восток, где по-прежнему в ограниченном масштабе велась война. Прибалтика находилась гораздо ближе, поэтому в XIV веке именно сюда стекаются основные силы крестоносцев. Скандинавские правители получали от папы те же самые налоговые льготы, что получали английские и французские монархи, организовывавшие крестовые походы в Палестину. К середине XIV века стало ясно, что налоговыми льготами пользуются не всегда те, кто действительно организует крестовые походы. Встал вопрос о более справедливом перераспределении средств в пользу тех государств, которые несли на себе основное бремя войны. Моральный дух крестоносцев также начинал угасать. Св. Бригитта Шведская, имевшая в то время непререкаемый духовный авторитет, несколько раз писала о крестовых походах, пытаясь возродить интерес европейских королей к этой теме.

Прибалтика, 1223 г.
Прибалтика, 1223 г.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *