Шнорхель

Оцените статью!

Шнорхель, так долго ассоциировавшийся с германскими подводными лодками, не был оригинальным немецким изобретением. Вернее будет сказать, что это голландское изобретение, первый экспериментальный образец был установлен на подводной лодке O-21 Королевского флота Нидерландов в феврале 1940 г. Устройство состояло из двух перископических труб, одна, с плавающим шаровым клапаном для предотвращения случайного попадания воды, служила для забора воздуха, вторая – бесклапанная – являлась выхлопной трубой. Конечным результатом было первое практически опробованное устройство, которое позволяло дизелям подводной лодки, ее главной энергетической установке, работать под водой.

U-805 со шнорхелем в поднятом положении
U-805 со шнорхелем в поднятом положении

После захвата Голландии в мае 1940 г. все описания этих исследований попали в руки немцев. Однако вместо того, чтобы воспользоваться этой удачей, Кригсмарине не сделало никаких попыток применить или улучшить шнорхель, пока не наступила бедственная весна 1943 г., сделавшая это изобретение вновь актуальным. Но теперь, вместо работы над новыми лодками, изначально рассчитанными на использование шнорхеля, немцы были вынуждены модернизировать имевшиеся лодки VII и IX серий.

Когда эти лодки поступили на службу в период 1943-1945 гг., они постоянно были ограничены тем фактом, что они не были разработаны для столь длительных действий в подводном положении. Шнорхель, которым оснащались эти лодки, был простой модификацией оригинального голландского проекта. Двойные телескопические трубы были заменены одной с внутренним разделением, которая могла, поворачиваясь у своего основания, опускаться и прятаться в нишу на палубе.

Оснащенный все еще плавающим шаровым клапаном, шнорхель постоянно преподносил сюрпризы. При малейшем волнении моряки должны были внимательно следить за шнорхелем, чтобы немедленно выключить дизеля, когда клапан захлопнулся. Промедление даже в несколько секунд вело к тому, что дизель засасывал воздух из внутренних помещений лодки, вызывая сильную декомпрессию, сопровождавшуюся трудностями с дыханием и слухом. Лопнувшие барабанные перепонки были обычным явлением. Единственным способом обеспечить более или менее продолжительные действия под дизелями, было ограничение скорости идущей под шнорхелем лодки 6 узлами (на 1,5 узла меньше максимальной скорости под электромоторами).

Хотя предполагалось, что шнорхель обеспечит подводной лодке большую защиту от противолодочных мероприятий союзников, он превратил ее в медлительное, слепое и по большей мере неэффективное оружие. Потребовалось потратить три года на разработку и испытания, чтобы получить более удачные результаты. Только после этого разработки были применены на лодках XXI серии, которые действительно могли получить преимущество от возможностей шнорхеля.

Лодки XXI серии вышли в море со значительно улучшенным шнорхелем. Будучи телескопическим, он был спроектирован так, чтобы находиться гораздо выше над водой, обеспечивая гораздо лучшие возможности в неспокойном море. Также он был оснащен автоматическим выключателем, который решил проблему с работой дизелей. Со всеми этими улучшениями лодка XXI серии могла вполне безопасно идти под шнорхелем со скорость 12 узлов.

Рабочие верфи выполняют работы по модификации U-235
Рабочие верфи выполняют работы по модификации U-235 (серия VIIC). Шнорхель показан здесь поднятым в рабочее положение. Для проведения ремонта лодка была передана в состав 1-й подводной флотилии, учебного соединения, и несла эмблему этого соединения – дьявола – на ограждении радара сбоку на рубке.

U-889 серии IXC
U-889 серии IXC со шнорхелем, уложенным в специальную нишу под палубу надстройки. Воздуховод, который идет в дизельный отсек, жестко закреплен на ограждении рубки, и только труба шнорхеля могла подниматься или опускаться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *