Родина ниндзя

Rate this post

Два места неразрывно связаны с популярным представлением о ниндзя и искусстве ниндзюцу. Это провинция Ига и южная часть провинции Оми, известная под названием Кога. Мы располагаем множеством исторических свидетельств о том, что именно Ига и Кога были колыбелью ниндзя. В летописи «Го кагами фуроку» говорится: «Был вассал по имени Кавай Аки-но-ками из Ига, превосходящий прочих в искусстве синоби. Он положил начало династии синоби из провинции Ига. Другая школа возникла в Кога».

Другими словами, жители Ига и Кога (а эти области граничат друг с другом) разработали новую разновидность боевого искусства, получившую известность как ниндзюцу. При этом эти люди активно нанимались на воинскую службу, пока их земли не разорил в 1581 году Ода Нобунага.

Достаточно одного быстрого взгляда на карту средневековой Японии, чтобы понять, почему провинции Ига и Кога сумели дать такое количество семейств, сочетавших в себе тягу к независимости и владение боевыми искусствами. При этом, что немаловажно, эти кланы делились своими навыками с другими. Провинция Ига (в настоящее время это северо-запад провинции Миэ) располагалась в глубине острова, а ее границы обозначали вершины нескольких гор. Деревни, расположенные в равнинной части, лежали как бы внутри естественной крепостной стены. Проникнуть на территорию провинции можно было лишь через несколько крутых горных перевалов. С севера провинции Ига горы немного ниже. Тут проходит граница с территорией Кога, лежавшей на юге провинции Оми. Здесь ситуация была аналогичной. Эти два района можно сравнить со Швейцарией, которая с одной стороны лежала в труднодоступной местности, а с другой стороны, славилась своими великолепными солдатами, лучшими европейскими наемниками.

Более пристальное изучение топографии откроет, что перед нами достаточно чувствительный в политическом отношении регион. Он лежит к югу от «перешейка» средневековой Японии – узкой полосы земли между озером Бива и бухтой Овари, разделяющих страну почти напополам. Вытянутое к югу озеро заканчивается у тогдашней столицы Японии – Киото. Отсюда открываются два главных пути на восток: Токайдо и Накасендо. Эти две дороги разделяются только за Кусацу. Токайдо идет к морю вдоль побережья провинции Исе, лишь немного цепляя с севера Ига и Кога в районе перевала Сузука. Накасендо поворачивает на северо-восток вдоль берега Бива и углубляется в «японские Альпы», соединяясь с Тойкайдо лишь в районе нынешнего Токио.

Таким образом, район Ига/Кога образовывали естественный мост на главных торговых маршрутах, соединяющих столицу с восточной частью Японии, а также дикой горной местностью на полуострове Кии, расположенного на юге. Этот горный лабиринт и в наши дни довольно малонаселен, несмотря на близкое соседство растянувшихся на километры кварталов Осаки и Киото. До последнего времени жители региона вели уединенную жизнь в своих деревнях, лишь иногда их уединение нарушали бродячие монахи-ямабуси, совершавшие свое бесконечное паломничество. Некоторые исторические источники утверждают, что горы региона кишели бандитами, которые грабили караваны, шедшие по Токайдо, а также пиратами, которые охотились за судами, плававшими вдоль побережья. Многие мифы о ниндзя, например история легендарного разбойника Исикава Гоэмон, считавшегося адептом ниндзюцу, имеют в своем основании истории о весьма прозаических похождениях разбойничьих банд. Историк Сасама обобщает ситуацию в Ига в следующих словах:
«В провинции Ига во времена Онин, провинциальным сюго был Дзинки Игано-ками. Однако со временем этот клан пришел в упадок, поэтому в провинции мало кто мог управлять дзи-самураями (сельскими самураями). Сельские самураи входили в кланы, обитавшие в горах и на побережье, а также образовывали отряды разбойников и пиратов, или жили охотой и рыболовством. Позднее в различных провинциях появились так называемые Ига-сю. Например, в провинции Одавара группы численностью от 30 до 50 человек устраивали засады».

Археологические раскопки показывают наличие множества остатков укреплений в районе Кога. Из обнаруженных 21 верховых замков многие относятся к началу периода Сенгоку, что свидетельствует о необычайно высокой военной активности в то время. Различные кланы объединялись в сложные союзы, поддерживая друг друга. В таких условиях процветали наемники. Клан Вада, например, контролировал несколько расположенных на вершинах холмов крепостей вдоль речной долины. Вада Коремаса (1536-1583) был достаточно влиятельным для того, чтобы укрыть у себя будущего сёгуна Асикаго Йосиаки после того, как в 1565 году его брат Асикага Йоситеру совершил самоубийство.

Ниндзя, замаскированный под ямабуси, возвращается домой
Ниндзя, замаскированный под ямабуси, возвращается домой

Ниндзя, возвращающийся к себе домой – в деревню в провинции Ига. Ниндзя замаскирован под сторонника секты Сюгендо, называемых ямабуси. Ямабуси беспрепятственно странствовали по всей Японии, это обстоятельство ниндзя часто использовали в своих целях.

На переднем плане показан ниндзя, одетый как ямабуси. Традиционный костюм состоит из шапочки и белых одеяний с большими помпонами. В руках у него хорагай – труба из большой раковины – и сякудзё – колотушка.

На первый взгляд деревня, видимая на дальнем плане, ничем не отличается от обычной зажиточной деревни, расположенной в центре владений даймё.

1. Виден простой буддийский храм с кладбищем и синоистским святилищем.

2. Деревня имеет укрепления. На холмах вокруг деревни вынесены сторожевые посты, которые дымом оповещают о приближении опасности. На краю деревни дополнительно возвышается сторожевая башня.

3. Дом генина расположен на окраине, среди рисовых чеков.

4. Дом сёнина находится в центре деревни. Внешне усадьба выглядит обыкновенно, но чтобы попасть к ней, необходимо пройти через лабиринт рисовых чеков, которые при подтоплении (а подтоплены они почти целый год) малопроходимы. Земляная насыпь и бамбуковый частокол обеспечивают дополнительную защиту. Проходы между чеками узкие, в некоторых местах расположены хранилища ценностей.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *