Распад мусульманской Андалузии

Rate this post

В 1036 году в Кордове умер последний халиф из династии Умайядов. Это событие спровоцировало распад Андалузии. Берберские полки вступили в противостояние с сакибами и местными жителями. В результате халифат распался из нескольких царств, управляемых мулюк-аль-таваифами. С середины X века мусульмане составляли абсолютное большинство в Андалузии, они же преобладали в военном отношении. Лишь когда в 1085 году христиане отбили у мусульман Толедо, последним стало ясно, что раздробленные царства не смогут сдержать перешедшего в контрнаступление противника. Но процесс распада уже было невозможно остановить. Уход Фатимидов из Западной Африки привел к аналогичному распаду государственности в этом районе.

Замок Трухильо – один из пограничных замков, возведенных муваххидами в XII-XIII вв.
Замок Трухильо – один из пограничных замков, возведенных муваххидами в XII-XIII вв. Этот замок лучше других сохранился до наших дней. Обращают на себя внимание внешние башни (барраны). С основным комплексом замка барран соединялся деревянным мостиком. В промежутке между мостиком и куртиной крепостной стены находится артиллерийская позиция, добавленная в позднее время.

В начале периода тайфа, многие из этих мелких царств располагали армиями численностью всего несколько сот человек. И даже самые мощные армии были весьма немногочисленны. Берберские правящие династии, например Зириды из Гранады (1013-1090) обладали большими возможностями по набору солдат. Основу армии Гранады составляли воины из племени санхаджа. Берберы из племени зената составляли основу ополчения. Кроме того, заметную долю в армиях составляли европейские и африканские рабы, а также наемники. Но местное андалузское население в армию не брали, так как оно считалось враждебным Зиридам. Интерес представляет также упоминание об «армии жен». Мозарабская христианская аристократия имела местное значение. Например, граф Сиснандо из Тентугаля на западе Коимбры был другом короля Леона Фердинанда I и правителя Севильи аль-Мутадида.

Организация этих небольших армий копировала образцы эпохи правления Умайядов, хотя и была проще. Например, местные правители (каиды) в Гранаде отвечали за формирование местных полков. В Альмерии конница по-прежнему делилась на эскадроны – катаи. В некоторых армиях существовал отряд гонцов (раккаса), который играл заметную роль в боевых действиях. Мотивация солдат была скорее материальной, нежели религиозной. Поэт ибн-Аммар в таких словах хвалил щедрость правителя: «Если он дарит девушку, то полногрудую, если скакуна, то с подстриженной гривой, если меч, то украшенный драгоценными каменьями». В ходе кампаний преобладала осадная война, тактика оставалась традиционной. Спустя несколько десятилетий андалузский автор аль-Туртуши описал военную практику своего времени, подчеркивая, как важно иметь в обозе достаточно вьючных животных и никогда не недооценивать противника.

К XI веку исламские и христианские районы Испании активно влияли друг на друга. В результате одежда, вооружение и экипировка христианских и мусульманских воинов практически перестала отличаться. Гораздо заметнее различия были в одежде христиан-испанцев и французов. С другой стороны, французские тексты того времени, например, написанный в начале XII века «Le Charroi de Nimes», подчеркивает «странность» костюма андалузских мавров. Так, удивление у северян вызывали кожаные сапоги (feutreure), носимые поверх кольчуг, перевязи, к которым подвешивались ножи, а не мечи, невысокие лошади, «старомодные» стремена.

Кольчуги (дир) были наиболее распространенным типом доспехов. Кольчужные бармицы (мигфар) закрывали всю голову, оставляя лишь отверстия для глаз, так что лицо воина было закрыто «словно солнце облаком». В начале XII века аль-Туртуши описал воина, отправлявшегося в поход. Тот приторочил бурдюк с водой к седлу вьючного верблюда и надел доспехи, оставлявшие открытыми только глаза. Есть свидетельства, что в Испании в качестве охотничьего оружия продолжали использовать римские арбалеты. В 1046 году в мусульманской Сарагосе был отряд численностью 600 человек, вооруженных аккарами – примитивными арбалетами, характерными для исламского Запада. Письменные источники свидетельствуют, что в XI веке а Андалузии большое внимание уделяли флагам и знаменам, полководцы использовали флаги и барабанный бой для того, чтобы собирать вокруг себя дрогнувшее войско. Аль-Туртуши рекомендует полководцам знать масти лошадей своих командиров, а также различать с первого взгляда их флаги.

Несмотря на небольшие размеры царств-тайфа, они были достаточно богаты и тратили значительные суммы на сооружение креплений. На протяжении XI века строили пустотелые башни, ворота усиливали барбиканами, строили бастионы, угловые ворота. При этом в строительстве использовался главным образом камень и в меньшей степени бетон. Ожидая нападения противника, мурабитский правитель Гранады выстроил новые водяные цистерны, несколько мельниц, и собрал военные припасы, в том числе камнеметные машины (аррада). Аналогичным образом готовился к осаде и Худид, правитель Сарагосы. После раскола Андалузии из текстов практически исчезают упоминания о флоте. Лишь поэт ибн-Убада, говоря об аль-Мутасиме (1051-1091), правителе Альмеды, упоминает флот, стоящий в городской гавани.

Западные исламские боевые знамена
Западные исламские боевые знамена. Сохранились эти два экземпляра, имеющие великолепную вышивку. На обоих видны типичные исламские религиозные надписи и геометрические орнаменты. Вверху знамя муваххидов, захваченное в сражении при Лас-Навас-де-Толода, 1212 г. Внизу знамя Маринидов, взятое в сражинии при Саладо, 1340 г.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *