Происхождение боевых повозок гуситов

Rate this post

Ян Жижка прославился в числе прочих своих заслуг тем, что изобрел тактику вагенбурга – оборонительного построения из поставленных в ряд повозок. К оборонительной тактике Жижке пришлось обратиться из-за тотального превосходства в открытом поле тяжелой рыцарской конницы крестоносцев. Впервые такую тактику Жижка применил во время обороны Виткова. Но в тот раз он еще не дошел до использования повозок, а ограничился сооружением земляничных укреплений. Однако очень быстро Жижка решил использовать для построения обороны то, что всегда было у него под рукой – крестьянские повозки, находившиеся в обозе.

Использование повозок в обозе средневековых армий было обычным делом. Не была абсолютно новой и идея окружать полевой лагерь поставленными вокруг него повозками. Подобный прием применялся, например, в сражении венгров с монголами при Мохи (1241) и в сражении при Кресси (1346). На самом деле новизна идеи Жижки заключалась в том, что он использовал повозки в качестве мобильного средства обороны и поставил их в центр своей тактики.

Мы точно не знаем, каким путем Жижка пришел к этой идее. Оман в своей книге «Военное искусство средних веков» предполагает, что прежде Жижка сталкивался с русской тактикой гуляй-города. Однако первое упоминание об использовании гуляй-города московитами относится к XVI веку. Даффи в «Осадной войне» делает обратное предположение, выводя русский гуляй-город из чешского табора. Оман делает и другое предположение, по которому Жижка познакомился с тактикой табора у литовцев, во время своей службы в Польше. Но и это предположение маловероятно, так как никаких свидетельств подобной тактики у литовцев нет, известно только, что они предпочитали использовать легкую конницу. Нет никаких свидетельств и о том, что повозки использовались в ходе Грюнвальдской битвы, в которой Жижка предположительно участвовал.

Когда в начале 1420 года Жижка отступил из Праги в Пльзень, он столкнулся с рейдами конных отрядов роялистов на соседние города, симпатизирующие гуситам. Богуслав из Свамберга, который владел соседним замком Красиков, совершил несколько таких рейдов, о которых мы мало знаем, за исключением одной операции. В декабре 1419 года Самберг во главе сравнительно сильного отряда попытался нанести поражение Жижке, который в это время осаждал роялистский замок Некмер, расположенный к северу от Пльзеня. Уверенный в своем превосходстве Свамберг решительно атаковал, но, по словам летописца, потерпел сокрушительное поражение. Отряд Жижки располагал семью повозками, на которых стояли серпентины (пушки), с помощью которых гуситы разрушали стены. Возможно, люди и кони Свамберга были напуганы грохотом пушек, к которому еще не были привычны. Может быть гуситы оказали роялистам фанатичное сопротивление? Так или иначе, Некмер – первый документированный случай использования повозок в обозе, а также случай установки артиллерии на повозки.

Возможно, при Некмере использование повозок произошло импровизированно. Более продуманное применение, сопровождавшееся уверенной победой, произошло 25 марта 1420 года в сражении при Судомере. Как уже говорилось выше, в результате этого сражения Жижка стал национальным героем. Роялисты попытались перехватить армию Жижки, шедшую из Пльзеня в Табор. Жижка располагал всего четырьмя сотнями крестьян-ополченцев – плохо вооруженных и еще хуже экипированных. Обоз отряда состоял из двенадцати повозок. Гуситы переправились вброд через реку Орава в районе Судомера и направились на юг, когда заметили противника, приближающегося двумя колоннами. К юго-востоку от Судомера находилось несколько прудов. Между двумя прудами Жижка и расположил свое войско. Один фланг его армии прикрывала дамба, другой фланг и тыл – 12 повозок. В последовавшем сражении обе стороны понесли ощутимые потери, но повозки спасли армию Жижки от разгрома. Скромное начало под Некмером и Судомером положило начало знаменитой тактике.

Вагенбург таборитов
Вагенбург таборитов

Один из наиболее важных рисунков того времени, изображающий вагенбург таборитов. Четыре повозки, соединенные между собой, образуют периметр лагеря. Внутри лагеря стоят палатки и гуляют кони. На палатке виден щит с чашей, над палаткой развивается флаг с гусем. Несмотря на обратную перспективу рисунка, некоторые его детали поражают реалистичностью. В двух ближайших к зрителю повозках сидят воины в шлемах-котелках, капюшонах и кольчужных подшлемниках. Они вооружены боевыми цепами, арбалетами и короткоствольными пищалями. Один из таборитов метает камень. Никаких дополнительных панелей к обращенному в сторону противник борту не подвешено. Однако между колесами под днищем повозки вставлены экраны с треугольными бойницами. Внизу слева и вверху справа видна кирпичная кладка под колесами. Может быть, это брикеты торфа? Известно, что если позволяло время, вдоль внешнего борта повозок рылся ров и насыпался вал. Справа повозка показана сверху. Она заполнена пищалями и мечами. В повозке на заднем плане лежат четыре крупнокалиберные пушки, очевидно, изготовленные для навесного огня.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *