Каталог свидетельств цветов военных плащей и туник

Rate this post

1) Рисунок на льне, Дейр-эль-Медине, Луксор, Египет, начало III в.

Фрагмент савана мумии, рисунок на ткани, вероятно, изображает воина луксорского гарнизона. Белая туника с длинными, отделанными бахромой и двумя красными полосами, рукавами. Красный сагум почти полностью закрывает меч на левом боку, видна только рукоятка.

Портрет на льне, Дейр-эль-Медине, Египет, начало III века. Туника с длинным рукавом, плащ-сагум.
Портрет на льне, Дейр-эль-Медине, Египет, начало III века. Туника с длинным рукавом, плащ-сагум.

2) Фреска из Дура-Европос, Сирия, около 239 г.
Фреска с Дура-Европос. Трибун Юлий Тереций (в центре справа) ведет церемонию жертвоприношения. Слева от него вексиллярий. Еще одна фигура в белом плаще – вероятно центурион.
Фреска с Дура-Европос. Трибун Юлий Тереций (в центре справа) ведет церемонию жертвоприношения. Слева от него вексиллярий. Еще одна фигура в белом плаще – вероятно центурион.

На фреске из Дура-Европос изображен воин из вспомогательной когорты, дислоцированной в крепости этого города в начале III века. Трибун когорты Юлий Теренций и другие воины изображены в белых туниках с длинным рукавом, украшенным пурпурными полосами. Плащ Терентия белый с бахромой вдоль нижнего края. Только один солдат также носит белый плащ, у остальных плащи желтовато-коричневого цвета из грубой ткани.

Все солдаты изображены в облегающих сине-серых штанах. Характерные поясные ремни с кольцевидной пряжкой и кожаные перевязи с металлическими украшениями дополняют экипировку. Красных плащей, которые служили отличительным знаком центурионов, на фреске не видно, вероятно, красный цвет считался недопустимым при участии в религиозных церемониях. Таким образом, мы получили пример того, как воины носили разную одежду в разных ситуациях.

3) Фреска из Дура-Европос, Сирия, середина III века

Фреска из Дура-Европос
Фреска из Дура-Европос

Хотя эта фреска сильно повреждена, на ней можно разглядеть фигуру в белой тунике. Кроме того, здесь виден красный плащ, такой же, что и на обрывке савана из Дейр-эль-Медине (№1 нашего каталога). Рядом с воином стоит женская фигура (вероятно, богиня). Красный плащ позволяет предположить, что на фреске изображен центурион.

4) Фреска из Дура-Европос, Сирия, III век

От этой фрески уцелели лишь фрагменты. На фреске изображена батальная сцена. Конный лучник атакует пехотинца, закрывающегося овальным щитом. Пехотинец в белой тунике с красно-пурпурным кантом, похожей на ту, в какой изображен Теренций. Правее этой пары изображен человек в красно-коричневой тунике.

5) Туника, Дура-Европос, Сирия, III век

В Дура-Европос удалось обнаружить множество фрагментов ткани, в том числе почти идеально сохранившуюся тунику. Туника белая с узкими пурпурными полосами на манжетах рукавов. Туника очень походит на те, что изображены на фресках, но этого не достаточно, чтобы утверждать, что данную тунику носил солдат. Тем не менее, сохранность образца позволяет определить его размеры: длина 92 см, ширина 65 см, рукава шириной 33 см, длиной 17 см. Две пурпурные клави шириной 8 см и две пурпурные полосы на каждом рукаве шириной примерно 1,1 см и длиной 21 см. Практически точно такие размеры у туники из Торсберга. Однако туника из Нагаль-Гевера, Израиль, датируемая II веком, заметно больше. Возможно, туника из Дура-Европос принадлежала подростку, или к солдатам из XX когорты не предъявляли определенных требований в росте.

6) Фрески из синагоги, Дура-Европос, Сирия, III век

Одна из знаменитых фресок из Дура-Европос “Иезекиль”
Одна из знаменитых фресок из Дура-Европос “Иезекиль”

На фресках в синагоге в Дура-Европос изображено несколько воинов, что позволяет получить определенное представление об экипировке римских солдат. Наиболее примечательные предметы экипировки, обнаруживаемые на этих фресках – кольчужные или чешуйчатые подшлемники, которые носят некоторые из изображенных. В одежде изображенных воинов чувствуется современное художнику смешанное влияние Рима, Пальмиры и Персии, хотя сюжеты, разумеется, взяты из Ветхого Завета.

На одной фреске изображены израильтяне, переходящие посуху Красное море. Художник изобразил израильтян, построившихся в две фаланги. Щиты закрывают большую часть корпуса, но видны фрагменты белых или светло-розовых туник. На фреске, изображающей Авен-Езера, показаны два легковооруженных всадника, держащие копья обеими руками. Оба одеты в синие туники с белыми краями коротких рукавов и красные штаны. У одного воина короткая римская прическа, тогда как у другого волосы длинные.

На фреске «Иезекииль» доминирует фигура тяжеловооруженного воина, тогда как на заднем плане видна группа из четырех воинов, экипированных подобным образом. У воина на переднем плане мускульный панцирь, тогда как у фигур на заднем плане чешуйчатые панцири (loricasquamata). При этом у всех имеются классические белые pteruges на поясе. По-видимому, у крупной фигуры бронзовый шлем, тогда как у остальных шлемы железные. Кроме того, фигура переднего плана отличается от остальных синей туникой с длинными рукавами и розово-красным плащом. У фигур на заднем плане различим только один плащ – желто-коричневого цвета.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *