Дипломатия конкистадоров

Rate this post

Спустя два месяца после того, как Кортес покинул Кубу, его экспедиция прибыла к Сан-Хуан-де-Улуа. Здесь испанцам удалось обнаружить еще больше золота, чем прежде, что полностью подтверждало донесение Грихалвы. Тут испанцев встретил ацтекский посол, в чью задачу входило узнать как можно больше о страшных чужеземцах и лично сообщить о результате Монтенсуме. Посол принес богатые подарки Кортесу, в том числе ритуальную одежду бога Кецалькоатля. Когда Кортес сообщил послу свое намерение прибыть в Теночтитлан на встречу с «другом» Монтенсумой, посол попытался разубедить Кортеса, после чего быстро отбыл.

Lienzo de Tlaxcala создан индейскими художниками в память об их участии в покорении Кортесом империи Ацтеков. Здесь Кортес и донна Марина встречают делегацию индейцев-тлахала, возглавляемую Маихикцином и Хикотенкатлем. Последовал обмен дарами, который закреплял новый союз. Кроме того, индейцы предложили испанцам в жены своих дочерей. Кортес, который не хотел обременять своих людей семьями, отказался от последнего предложения.
Lienzo de Tlaxcala создан индейскими художниками в память об их участии в покорении Кортесом империи Ацтеков. Здесь Кортес и донна Марина встречают делегацию индейцев-тлахала, возглавляемую Маихикцином и Хикотенкатлем. Последовал обмен дарами, который закреплял новый союз. Кроме того, индейцы предложили испанцам в жены своих дочерей. Кортес, который не хотел обременять своих людей семьями, отказался от последнего предложения.

Представителям Веласкеса очень не понравился план Кортеса. Они потребовали, чтобы экспедиция немедленно вернулась на Кубу. Кортес прибег к политическому маневрированию. Он официально основал город, который назвал Вилья-Рика-де-ла Веракрус, где учредил официальные органы власти. Этот город был объявлен владением императора Карла V. В городской совет Кортес назначил наиболее верных себе людей. На этом он объявил, что обязательства перед Веласкесом выполнил, а в дальнейшем собирается действовать как частное лицо. Тем временем испанцев пригласили к себе индейцы-тотонаки. Кортес сумел убедить индейцев, что он если не сам Кецалькоатль, то его наместник на земле. Тотонаки поведали, что они покорены ацтеками и платят своим хозяевам тяжелую дань. Кортес узнал о том, что между вассалами Монтенсумы имеются противоречия и решил объединиться с традиционными противниками ацтеков.

Мигель знал, что Кортес – искренний католик. Кортес также зачитал индейцам requerimiento – формальное объявление о переходе в католичество и под испанскую корону. Поэтому ему было странно, как он мог допускать собственный культ по видом Кецалькоатля. Тотонаки сообщили, что Кецалькоатль основал столицу тольтеков Тулу, расположенную в 60 км к северу от Мехико. Тольтеки были очень влиятельным племенем, пока у них не произошел раскол на два враждующих лагеря. Соперники Кецалькоатля Тезкатлинока и Гуйцилопочтли сумели напоить его и склонить к инцесту. Опозоренный Кецалькоатль покинул город и остаток своей земной жизни провел в скитаниях. Культ Кецалькоатля процветал в Чолуле. По некоторым преданиям, Кецалькоатль путешествовал по Оахаке, где построил дворцы Запотека в Митле. Тотонаки считали, что Кецалькоатль в итоге прибыл в их столицу в Семпоалу, где по одним легендам умер и вознесся на небо как утренняя звезда, а по другим уплыл на восток за море, но обещал однажды вернуться.

Анализируя мифы Центральной Америки, вроде пересказанного выше мифа о Кецалькоатле, историки сумели установить, что культ таких героев сыграл большую роль в объединении некогда самостоятельных царств под властью ацетков. Вовлеченность всех народов в судьбу героя облегчало им переступить через былые конфликты, объединиться и использовать все преимущества такого объединения. Почитание героев проходило в форме религиозных ритуалов. Эти же ритуалы служили для поднятия патриотических чувств. В результате возникало духовное единство, сравнимое с национальным единством.

Тотонаки, а также восточные нахуа, микстеки и запотеки, считали себя детьми Кецалькоатля. Кортес, который изучал классическую историю в университете Саламанки, отнесся к мифам ацтеков примерно также, как в Европе принято относиться к мифам Древней Греции. То есть он был далек от почитания ацтекского пантеона, но намеревался сыграть на чувствах индейцев. Подобный цинизм был обычным для Европы. Ведь еще совсем недавно король Арагона аргументировал свои претензии на Неаполитанское королевство ссылками на «Одиссею».

Тотонаки посоветовали испанца подружиться с племенем Тлакскалтеков. Те дали испанцам 50 воинов и 200 носильщиков, с помощью которых удалось перенести фальконеты на полторы сотни километров вглубь материка. По легенде, тлакскалтеки прибыли в район Карибского бассейна вместе с отцом Кецалькоатля Микскоатлем. После того, как в середине XII века пала Тула, тлакскалтеки перенесли свою столицу в район Тлакскалы, вступив в союз с гуэксоцинко, чолула и рядом других небольших индейских племен от пуэбло до оахака. Территория тлаксалтеков состояла из четырех областей, образующих как бы четверти пирога. В центре находились наиболее мощные царства: Тенетикпак, Квиагуйзтлан, Окотелоко и Тизатлан. Правители этих царств – тлатоки – проживали недалеко друг от друга, поэтому постоянно собирались на совет. Во времена конкисты этим советом правил вождь тизатланов, но есть свидетельства, что эту должность члены совета занимали по очереди.

Несмотря на видимость стабильной центральной власти, совет находился в состоянии глубокого внутреннего раскола. Мелкие вожди, так называемые тетекухтины, постоянно враждовали между собой, оспаривая права, земли и ресурсы. Тлатоки и тетекухтины не имели общего мнения и относительно испанцев. Некоторые настаивали на союзе с пришельцами, но большинство желало войны. Очень быстро испанцы подверглись первым атакам. Произошло два крупных сражения и испанцы оказались на грани полного истребления. Однако тлаксалтеки внезапно предложили перемирие. Вскоре вожди тлаксалтеков осознали, что испанцы сильные союзники, которых можно использовать в войне с ацтеками. Кортес быстро понял, что менять свою позицию находится в обычае у индейцев. В ходе последующих кампаний он постоянно сталкивался с тем, что племена постоянно меняли направление своей политики на диаметрально противоположное.

Тлакскалтеки уже около 60 лет вели постоянные войны с ацтеками. Вообще, регион был разделен на девять крупных этнических групп, образовавших три союза с центрами в Теночтитлане, Текскоко и Тлакопане. К 1460 году Теночтитлан добился доминирования. Этот город был основан в 1325 году. Всего в нем поочередно правили девять императоров, из которых последним был Монтенсума II. Вторым после императора был священник-сихуакоатль. Монтесума был несколько раз женат, укрепляя с помощью браков единство своего государства. Каждая из жен Монтесумы принадлежала к той или иной влиятельной фракции.

Кортеса почитают как бога Кецалькоатля
Кортеса почитают как бога Кецалькоатля

Когда Кортес прибыл не побережье Веракруса, с ним встретился ацтекский посол, посланный Монтесумой. Ацтекский посол воздал Кортесу почести как богу Кецалькоатлю. Кортес стоит на палубе в маске, отделанной бирюрозой, головном уборе с плюмажем и в рубахе-хиколье. Рядом стоит женщина-переводчик, донья Марина. Кроме того, на палубе виден Педро де Алварадо, которого за рыжие волосы индейцы посчитали богом-солнцем Тонатуи.

Непонятно, почему Кортес, будучи ревностным католиком, согласился участвовать в этой языческой церемонии. Возможно, мировоззрение Кортеса уже было достаточно подточено гуманистическими идеями Ренессанса, и Кортес объяснил для себя, что Кецалькоатль – это Геракл Нового Света. Конкистадоры вскоре поняли, насколько оказалась выгодна политически эта нещепетильность. Известие о возвращении Кецалькоатля быстро облетело Мексику, и у Кортеса появилось множество союзников. Позднее, этим приемом воспользовался Писарро, который в ходе покорения империи Инков объявил себя инкским легендарным героем Виракоча. Анекдотичный случай произошел с экспедицией Петена, отправившегося в джунгли Гватемалы. Вождь местного племени майя заявил конкистадорам, что год предсказанного вторжения еще не наступил, поэтому конкистадоры – самозванцы и должны убираться, если не хотят расстаться с жизнью. Испанцы решили не искушать судьбу и отступить, но вскоре им стало известно, что различные фракции в Гватемале использовали пророчества в качестве психологического оружия в борьбе за власть.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *