Боевые доспехи самураев

Rate this post

Основным самурайским костюмом во время войны, которая охватывала большую часть периода Момояма, был оборонительный доспех. Поскольку это была эпоха, когда характер войны стремительно менялся, менялись также устройство, дизайн и качественные параметры оборонительных доспехов.

Вплоть до XIII в. существовало два вида оборонительного доспеха: ёрой, тяжелый, похожий на коробку, богато орнаментированный доспех, предназначенный для конного самурая, и до-мару, оборонительный доспех пешего воина, который оборачивался вокруг тела и застегивался сбоку. Оба состояли из небольших металлических пластинок, называемых кодзанэ, которые соединялись посредством кожаного ремешка. Образующиеся таким образом пластинчатые полосы покрывались лаком для защиты от ржавчины и сошнуровывались шелковыми лентами, образуя легкую, но устойчивую оборонительную секцию. До-мару вполне мог состоять из одной такой большой секции, раздвоенной юбки (ку-садзури) и поддерживающих всю конструкци ю шнуров , пропускавшихся над плечами.

Самурай в оборонительном комплекте
Самурай в оборонительном комплекте, типичном для периода Момояма.

В течение XIV в. самураи столкнулись с необходимостью защиты передовых постов, а военные действия приобрели такой характер, когда лошади требовались только в качестве транспортного средства, поэтому все начали переходить на более легкие и более удобные оборонительные доспехи, предпочитая их тяжелому и неуклюжему ёрою. Таким образом, до-мару стал одновременно самурайским доспехом, и появилась его разновидность, называемая хара-маки, с разрезом сзади.

В течение XV — начала XVI вв. военные действия начинают приобретать все более затяжной характер, поэтому самураи были вынуждены носить доспехи в течение очень длинных отрезков времени без перерыва. Тогда мастера-оружейники при изготовлении доспехов начинают обращать особое внимание на такое немаловажное качество, как удобство, которое напрямую зависело от более равномерного распределения веса доспеха, поскольку до-мару хотя и был легче ёроя, имел существенный недостаток — вся его тяжесть держалась на плечах. Конфигурация доспеха модифицировалась путем сужения его по направлению к талии, и основной вес теперь ложился на бедра, а не на плечи. Доспех в стиле тати-до снискал широкую популярность в период Момояма.

Затем мастера-оружейники задумались об изменениях в самой конструкции доспеха. Стиль кодзанэ, при котором горизонтальные полосы собирались из множества маленьких пластин, обладал одним серьезным недостатком — каждая пластина имела не менее четырнадцати отверстий, что приводило к ослаблению металла. Также и сама система шнуровки горизонтальных полос, называемая кэбики-одоси, имела несколько недостатков, проявлявшихся на полях сражений. В дождливую погоду шелковая шнуровка впитывала воду, что значительно увеличивало вес доспеха. В зимнее время влажный до-мару замерзал, превращаясь в ледяной каркас, а во время длительных летних походов шнуровка становилась грязной, дурно пахла и привлекала мириады муравьев и блох, что отрицательно сказывалось на здоровье его владельца. Наконец, в обильной шнуровке до (до — общее обозначение корпуса доспеха) застревали наконечники вражеских копий, вместо того, чтобы соскальзывать с пластинок, не причиняя вреда.

Ответом оружейников на вышеуказанные недостатки явилась разработка различных стилей доспеха, которые широко использовались в период Момояма. Во-первых, многочисленные пластинки были заменены цельными полосами, каждая из которых состояла либо из отдельного куска металла, либо из пластинок, только склепанных, а не сошнурованных. Также значительно уменьшилось количество поддерживающих шнуров, что привело к появлению стиля, известного как сугакэ-одоси, когда поддерживающие шнуры располагались попарно, или еще более простого стиля хиси-нуи, когда горизонтальные пластины соединялись посредством перекрестной шнуровки. Кусадзури (короткие пластины) также уменьшились в размере и в новых стилях располагались вокруг талии симметрично с корпусом до , нижняя окружность кусадзури была идентичной верхней окружности до.

Два стиля этого тосэй-гусоку (современного доспеха) назывались нуинобэ-до и могами-до. Нуинобэ-до состоял из двух частей (передней и задней), которые застегивались слева, и горизонтальных пластинок с закругленными верхними краями. Популярной разновидностью являлся могами-до. Это была многопластинчатая конструкция со шнуровкой в стиле сугакэ-одоси, характеризующаяся наличием выступов на краях горизонтальных пластинок. Секции крепились друг с другом посредством шарниров.

Кэбики-одос и не была окончательно забыта и применялась в ограниченном количестве для украшения. Необычными «смешанными» стилям и шнуровкой и отличался дангаэ-до, состоящий наполовину из до, а наполовину — из кэбики и нуинобэ.

Как только в Японии распространяется огнестрельное оружие, перед оружейниками встает очередная задача. В результате, появляется окэгава-до. Этот доспех, отчасти напоминающий европейский, включал цельнометаллический до. Горизонтальные пластины склепывались, а не сошнуровывались, с верхними и нижними пластинами, образуя поверхность, которая, как полагали, могла выдержать прямое попадание аркебузной пули и стрелы. Существовали две основные разновидности доспеха, в зависимости от способа крепления отдельных пластин — горизонтального {ёкохаги-до) или вертикального (татэ-хаги-до). Лучшими татэхаги-до были доспехи, изобретенные Мётин Хисаиэ (1573—161 5 гг.), который жил в Юкиносита, откуда этот стиль заимствовал свое название. Юкиносита-до имел гладкую поверхность без шнуровки, идеально отражающую пули и стрелы. Изготовители доспеха настолько были уверены в его надежности, что позволяли стрелять по ним из аркебуз, дабы покупатели сами могли убедиться в его защитных свойствах. Лучшим подтверждением высокого качества юкиносита-до стало указание Датэ Масамунэ (1566-1636 гг.) изготовить для всей его армии доспехи именно такого типа — единственным отличием между доспехами для высокопоставленных самураев и рядовых асигару была степень их отделки и комплектации.

Одной из разновидностей окэгава-до, также снискавшей широкую популярность, был хотокэ-до. Здесь места стыковок между пластинами были закрыты или полностью исключены за счет использования одной большой пластины, образующей совершенно гладкую, округлую поверхность.

Гладкая поверхность хотокэ-до служила отличным местом приложения художественных способностей оружейника, декорировавшего ее рисунками или чеканкой.

Последняя (утидаси-до) выполнялась с необходимой осторожностью , так как чеканка приводила к ослаблению металлических компонентов доспеха, о чем свидетельствует горделивая надпись на сохранившемся экземпляре доспеха, датируемом 1681 г: «не из тонкого металла.. . тщательно сработанный с применением божественного способа ковки против стрел и пуль, которые его не пробьют. Вот почему он является сокровищем для храбрых воинов из самурайского клана».

Период Момояма характеризовался укреплением торговых связей с Европой. Особенно оживленная торговля велась с португальцами, и не удивительно, что ввозимый в Японию европейский доспех приобретал черты японских стилей. Медиальное ребро европейского доспеха вдохновило японцев на создание хатомунэ-до, или до с «голубиной грудью». Некоторые образцы японского доспеха включали в себя детали настоящего европейского оборонительного костюма или настолько хорошо копировали их, что совершенно от них не отличались. Так, острогрудая испанская кираса могла комплектоваться с кусадзури, а сопровождающий ее шлем морион дополнялся элементами защиты шеи и навершием довольно оригинальной формы.

Весьма необычно выглядели доспехи, выполненные на основе хотокэ-до (состоящего из задней и передней пластин) в виде обнаженного человеческого торса с выпирающими ребрами и дряблой грудью горного отшельника.

Доспех периода Момояма выглядел не менее красочно , чем древние доспехи, главным образом благодаря цветной шнуровке в стиле кэбики-одоси. Сам доспех обычно покрывался черным или коричневым лаком и отделывался железом красноватого цвета (образующегося в результате контролируемого процесса коррозии).

Реже использовался лак красного и желтого цвета. Последний применялся главным образом для отделки доспехов самурайского клана Ии, которые предпочитали яркие, кирпично-красные цвета с глубокой, насыщенно й лакировкой. Шнуровка зачастую была темно-синего или василькового цвета, иногда она дополнялась разноцветной шнуровкой по белому в крайних рядах шеврона и называлась такая шнуровка «нитью дятла». Отделанный красным лаком доспех мог иметь шнуровку цвета охры и золота с белым.

Оборонительный доспех периода Момояма был, таким образом, очень практичным. Он бьл надежным, легким и несложным по устройству; можно сказать, что в период Момояма мастерство оружейников достигло своего апогея в деле обеспечения самураев оборонительными доспехами, позволявшими им двигаться совершенно свободно и максимально защищавшим и их от пули, клинка и стрелы.

Оборонительный костюм самурая состоял из защиты туловища (до и кусадзури, описанных выше) и ряда других элементов , обеспечивающих защиту других частей тела. Все вместе они составляли оборонительный комплект, который, где это было возможно, отличался единством стиля и цвета всех его отдельных компонентов.

1. Датэ Масамунэ, осада замка Осака, 1615 г.
Датэ Масамунэ (1566-1636), у которого был поврежден левый глаз, показан здесь в доспехе юкиносита-до — доспехи этого стиля носили все его подданные. На большом сасимоно изображено восходящее солнце.

2. Ии Наотака, осада замка Осака, 1615 г.
Ии Наотака (1590-1659), который также сражался при Осака, экипировал свою армию, вплоть до самого последнего асигару, в доспехи красного цвета. Сам он облачен в доспех дангаэ-до и дзунари-кабуто, украшенный большими золотыми кавагата. На заднем плане видна башня осажденного замка Осака.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *