Кони и конская упряжь сарматов

Rate this post

Как и кони других кочевников, сарматские кони были выносливыми животными, способными выживать на таких скудных пастбищах, где неизбежно гибли европейские лошади. Римлянам понравились кони, полученные от аланов в период правления императора Проба (276-282 гг.). Эти кони не были особенно красивы или высоки. Но они могли преодолевать по сто километров в день и более, причем делать это на протяжении одной-двух недель. Сарматские армии покрывали огромные расстояния за кратчайшие сроки, немыслимые для «цивилизованных» армий. Часто они брали с собой запасных лошадей, меняя их по пути. Аммиан свидетельствует, что каждый кочевник имел одну, а то и две запасные лошади.

Сарматы холостили жеребцов. Старбон отмечает: «Эта особенность характерна для скифов и сарматов. Они обязательно кастрируют своих коней, чтобы те были более послушны. Хотя их кони невелики ростом, они необычайно подвижны и трудноуправляемы». По данным археологов, большинство сарматских коней имело в холке всего 13-14 ладоней. У скифов наиболее породистые кони достигали в холке роста 15 ладоней. До сих пор в России разводится ахалкетинская порода лошадей, которая имеет основой породу, разводимую степными кочевниками.

К сожалению для нас, у сарматов не было в обычае хоронить вместе с воином его коня, поэтому мы располагаем весьма небольшим количество конских скелетов. Часто считают, что сарматские контофоры использовали более рослых коней. Действительно, для тяжелой конницы требуются более мощные животные. И таких коней сарматам удалось вывести благодаря коням, полученным из Мидии и Парфии. Но в целом сарматские кони оставались низкорослыми. По крайней мере, римские авторы нигде не отмечают рост сарматских коней, хотя постоянно восхищаются из выносливостью. Кони роксоланов, изображенные на колонне Траяна, по росту не превосходят изображенных рядом римских пони.

Туранская порода лошадей вполне подходит под требования, предъявляемыми лошадям тяжелой конницы. Туранские кони, по-видимому, были предками ахалтекинцев. Они выглядят по-восточному и не отличаются ростом, хотя их невозможно считать пони, это полноценные лошади. Туранская порода происходит из Трансоксании, то есть их родина находится недалеко от Ферганской долины, где китайцы нашли «божественных коней». Некоторые из этих превосходных гнедых коней сохранились в леднике Пазырка. Рост пазырыкских коней превышает 15 ладоней.

Сарматские кони высоко ценились римлянами. Так, Адриану служил аланский охотник по кличке Борисфен (так в античности назывался Днепр). Ода коню Борисфена записана на его гробнице в Апте, под Нимом во Франции. В оде сказано, как Адриан скакал на ней «по тосканским холмам, словно ветер настигая венгерских кабанов».

Зубчатая грива

Скифы не обращали никакого внимания на хвосты своих коней. К III в. до н.э. появился обычай перевязывать хвосты короткими лоскутами ткани или кожи. Возможно, кочевники причерноморья позаимствовали это обычай у персов. Около I в. н.э. на многих боспорских изображениях лошади показаны с необычно длинными и узкими хвостами, иногда имеющими форму плетеного рукава. Смысл этого обычая неясен, но известно, что у монголов плетение конских хвостов указывали на пол, возраст и даже степень объезженности животного.

В ранний период своей истории сарматы коротко подстригали гривы коней. Подобный обычай был широко распространен, и отмечен не только у скифов, но и у римлян тоже. Примерно в I в. н.э. (с появлением аланов на побережье Черного моря) у коней появляется «зубчатая» грива. Зубцы, которыми подстригалась грива, могли иметь различную форму: прямоугольную, треугольную. Такая стрижка делалась исключительно из эстетических соображений. Обычай подстригать гриву зубцами отмечен также в Иране, Индии и Китае, но во всех случаях он попал туда из Средней Азии. По-видимому, возник это обычай у среднеазиатских племен юэ-чи или точаров. Несколько кланов этого племени вполне могли войти в состав аланской конфедерации.

Тавро (тамга)

Около I в. н.э. у сарматов появился обычай клеймить своих лошадей. В качестве клейма использовался символ, называвшийся тамга. Этот символ служил своего рода гербом или личной эмблемой воина. Тамгой обозначались не только лошади, но и предметы личной экипировки. На некоторых боспорских надгробьях изображены клейменные кони. Тамга обычно ставилась на бедро или плечо животного.

Первая дакская война Траяна, 101-102 гг.

Роксоланы сыграли заметную роль в ходе войны Траяна с даками, предоставив дакам свою лучшую конницу. Роксоланы изображены только на той части колонны Траяна, которая посвящена первой войне 101-102 гг. Очевидно, роксоланые соблюдали нейтралитет в ходе второй войны 105-106 гг., в ходе которой и решилась судьба Дакского царства. Колонна известна своей художественной условностью, поэтому даже внешний облик римских легионеров на ней показан так, что едва поддается расшифровке. Что же касается противников Рима, то тут скульпторы дали волю своему творческому огоньку, стилизовав вообще все, что только поддавалось стилизации. Военная экипировка, изображенная на пьедестале колонны, показана более достоверно, но здесь возникает другая трудность – тяжело определить кому какие предметы принадлежали. Только привлекая другие источники удается реконструировать внешний вид роксоланских воинов того периода.

Конница сарматов
Конница сарматов

1. Тяжеловооруженный конный воин

Стилизованные конские доспехи изображены на колонне Траяна. При этом доспехи закрывают коня с ног до головы. Мы же для нашей иллюстрации привлекли материалы, обнаруженные в Дура-Европос, а также изображение на боспорской надгробной стеле Афинея сына Меноса. Седло с рогатыми луками, на колонне Траяна седло не видно. Каркасный шлем раннего образца с мягкой (возможно, кожаной) бармицей, взят непосредственно с колонны. Панцирь также изображен на пьедестале колонны. На колонне один конный роксолан вооружен мечом средней длины, подвешенным на правом боку на римский манер. Вероятно это ошибка скульптора. Мы изобразили короткий меч с кольцевидной головкой на правом бедре, как это было в обычае у сарматов. На левом боку может висеть длинный меч.

2. Конный лучник

Конные лучники редко упоминаются античными авторами, но именно они составляли основу сарматкой армии. Действия тяжелой конницы сарматов неизменно сопровождалось атакой конных лучников, которые действовали в «парфянской» манере, стреляя повернувшись назад. На колонне Траяна конные лучники роксоланов изображены в тех же доспехах, что и воины, вооруженные копьями. Шлем, панцирь и экипировка лука позаимствованы с колонны. Шлем украшен выпуклыми металлическими накладками в иранском стиле. Несколько накладок имеется на цилиндрическом кожаном колчане.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *