Тактика “волчьих стай”

Rate this post

Теория войны с тоннажем основывалась на обычной логике. Чтобы нанести поражение Англии (вероятному противнику в подводной войне), Германия должна топить больше транспортных судов, чем противник сможет построить, и делать это достаточно долго, чтобы задушить противника экономически. Поэтому реальной (и единственно стоящей) целью подводной лодки является грузовое судно, и единственным тактическим вопросом было как потопить максимальное количество целей с минимальными потерями подводных лодок. Дениц теоретизировал, что в первой мировой войне германские лодки были предельно неэффективны, потому что грузовые конвои являлись для них вторичной целью, и, что более важно, потому что даже если конвой был обнаружен, любая атака была нескоординированна, выполнялась только обнаружившей конвой лодкой при дневном свете и в подводном положении. Кроме того, Дениц осознавал, что лодка в подводном положении являлась медлительным, почти слепым и безрезультатным оружием.

U-1, лодка серии IIA
U-1, лодка серии IIA, показана на раннем пропагандистском снимке с пролетающей над ней группой самолетов Не. 60С люфтваффе. Фото раннего периода – вид на взаимодействие воздушных и морских сил был только показухой. В действительности, недостаток взаимодействия стал важным фактором в последовавших позже проблемах.
U-1 была первой германской подводной лодкой со времени Версальского договора. Результат тайной разработки и постройки, она была введена в строй всего через 12 дней после того, как ее существование было разрешено англо-германским военно-морским соглашением. Как первоначально и было спроектировано, лодка несла антенну радиопеленгатора перед рубкой, но затем ее положение было изменено.

Тактика «волчьих стай» должна была преодолеть эти недостатки. Дениц представлял себе группы из 6-9 развернутых широким строем подводных лодок, действующие по всей Атлантике. Как только конвой был обнаружен, нашедшая его лодка становилась наводчиком для всей остальной группы. Только собравшись, группа должна была атаковать ночью из надводного положения, когда низкий силуэт делал подводные лодки практически невидимыми, а их надводный ход в 15 узлов оказывался значительно выше средней скорости конвоев в 7-9 узлов и сравним со скоростью большинства кораблей противолодочного эскорта. Подводные лодки должны были погружаться только для того, чтобы избежать преследования после атаки. В течение дня лодки должны были двигаться на поверхности впереди конвоя до новых атак следующей ночью.

Проделав эту работу, Дениц желал получить большой флот средних по размеру умеренно недорогих лодок с хорошей маневренностью (серия VII). Он жестко противился постройке крупных дорогих «эскадренных» лодок с большой дальностью плавания, так популярных в большинстве других флотов мира. По его расчетам, 300 средних лодок были необходимым минимумом для получения успешных результатов (100 на позициях, 100 на переходе и 100 в процессе подготовки или на ремонте).

Принимая во внимание темп, с которым началась постройка подводных лодок, эта цель не казалась недостижимой. Однако разногласия относительно принятого к постройке типа лодок (военно-морской штаб отдавал предпочтение крупным лодкам) и намеренный обман Гитлером (его одобрение в 1938 г. плана «Z», долгосрочной кораблестроительной программы, предполагавшей постройку только 129 лодок к 1946 г., и отменявшей краткосрочную программу, по которой планировалось построить больше и быстрее) ставили цель Деница в 300 лодок далеко за пределы достижимости. Спустя некоторое время, в конце лета 1939 г., выполнение плана «Z» было остановлено, но ущерб уже был нанесен. И хотя вскоре был разработан и затем принят новый план, предполагавший постройку 300 субмарин к середине 1942 г., Германия вступила в войну всего с 57 подводными лодками, из которых только 26 относились к пригодным для действий в океане сериям VII и IX.

Когда война началась, на позициях вокруг Англии были развернуты 39 из этих лодок. Но после первых атак редко когда число одновременно действующих лодок превышало 7. Лодки по необходимости действовали индивидуально. Однако успех пришел потому, что Англия в той же степени была не готова к войне. Система конвоев действовала только на 100 миль к западу от Ирландии, эскортных кораблей было так мало, что иногда только пара кораблей прикрывала конвой, и воздушное наблюдение было эффективно только в районе Ла-Манша и Северного моря. Тактика «волчьих стай», впервые проверенная экспериментально группой из трех лодок в октябре, была принята для широкого использования. До того, как все подводные лодки были отозваны из Атлантики в апреле 1940 г., ими было потоплено 224 судна суммарным тоннажем 1,3 млн. брт.

Член команды U-103 наносит особое украшение, свидетельствующее о самой высокой награде командира подводной лодки
Член команды U-103 наносит особое украшение, свидетельствующее о самой высокой награде командира подводной лодки, по крайней мере на раннем этапе войны. Претендуя на потопление 187.843 брт торгового тоннажа, капитан-лейтенант Шютце был награжден дубовыми листьями к рыцарскому кресту. Завышение своих побед было общей проблемой во всех флотах, но большая часть заявленного Шютце было подтверждено, и закончил войну он третьим из лидирующих асов-подводников. Матрос использует изолятор антенного ввода как центр нарисованного железного креста.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *