Колонисты в Новороссии

Rate this post

Рассмотрим теперь категорию «колонистов», которых числилось 16 448 душ м. п., или 3,6% мелких сельских производителей. Большую часть их составляли поселенные на льготных условиях выходцы из бывшего Крымского ханства и из Оттоманской империи — греки, армяне, грузины, волохи; в меньшем количестве в эту группу входили переселенцы из Западной Европы, в частности меннониты (589 душ м. п.). Общей чертой этой группы было то, что ее представляли преимущественно нерусские национальности, получившие в наследственное пользование значительные участки земли, а также особые права и привилегии. Неодинаковые размеры и сроки предоставленных льгот наряду с различной национальной принадлежностью обусловили сохранение за поселенцами особых наименований: «колонисты», «меннониты», «поселяне греческой, армянской и грузинской породы, выведенные из Таврической области», и т. д. Все колонисты становились русскими подданными (иногда даже задолго до того, как они приходили на юг и .получали там колонистские права).

Интересно, что к числу «иностранных колонистов» впоследствии были причислены государственные крестьяне русского происхождения, переведенные в Новороссию из внутренних губерний и получившие права выходцев из-за границы. Следовательно, в основе понятия «колонист» или «иностранный колонист» лежал признак не столько национальный, сколько административно-правовой. В 1801 г. часть колонистов (2096 душ м. п.) пользовалась льготой от податей; остальные платили поземельный сбор (по 5 коп. с десятины) или подворный сбор (по 2 руб. со двора).

Особую группу в 406 душ м. п. составляли «неоседлые калмыки» Мариупольского уезда, обозначенные в ведомости в качестве «неположенных в оклад», т. е. состоявших на льготе. Наконец, к мелким сельским производителям мы должны отнести отставных поселенных солдат в числе 1931, а также 152 отставных чиновников. Те и другие были свободными людьми и не несли никаких денежных повинностей. На казенных землях имелась также группа нетрудоспособных лиц —«калек, работать не могущих» — в количестве 219 человек.

Перейдем к населению частновладельческих земель. Подавляющая часть этих жителей — 165 759 из 193 925 душ м. п.—относилась к лично свободному, незакрепощенному населению. В отличие от крепостных («помещичьих крестьян») ведомость назызывает их «помещичьими подданными». Эта категория крестьян встречалась в Причерноморье уже в последней четверти XVIII в. Подтверждением особого положения этой категории служит характер денежного обложения: в обязанность «подданных» входила прежде всего уплата «поземельных по разным дачам», т. е. арендной платы, установленной землевладельцами; размеры же подушной подати составляли всего 56 коп. (и накладные по 2 коп. с рубля), в то время как крепостные крестьяне платили по 1 руб. 26 коп. подушных податей (с теми же накладными).

Часть незакрепощенных «помещичьих подданных» (16 070) в 1.801 г. состояла на льготе, т. е. временно была освобождена от уплаты денежных сборов на основании закона 1764 г. о водворении новых поселенцев. Как появилась эта категория крестьян? Поселенцам, бежавшим из внутренних губерний, а также из Турции, Польши и других государств, далеко не всегда удавалось устроиться на казенных землях: отсутствие жилищ, сельскохозяйственного инвентаря, а главное, полулегальное положение значительной части крестьян заставляли их селиться на помещичьей земле, беря на себя за пользование этой землей определенные обязательства. Кроме того, правительство, жалуя землями различных лиц на вновь присоединенных территориях, не особенно интересовалось тем, были ли эти земли действительно «пустопорожними» или на них уже жили люди. В последнем случае поселенцам ничего другого не оставалось, как вступить с помещиком в договорные отношения, чтобы не пришлось сниматься с насиженного места, где уже было заведено хозяйство.

Так появилась на Южной Украине новая категория зависимого населения: крестьяне, жившие на частновладельческой земле и в то же время сохранявшие личные права на движимую собственность, на свободное вступление в брак, на возбуждение судебных исков и т. д. Этих жителей помещик не мог дарить, продавать, переводить в дворовые. Он не мог применять к ним телесные или иные наказания.

Положение «помещичьих подданных» было неодинаковым в разных местах края. Там, где крестьянин, не имея орудий труда и средств существования, поселялся на помещичьей земле, он становился объектом особенно тяжелой эксплуатации. Напротив, когда помещик являлся <в местность, обжитую еще ни за кем не записанными, самостоятельными сельскими хозяевами, он предъявлял к ним на первых порах сравнительно мягкие требования, стараясь удержать их на своей земле. Последний вариант имел место, в частности, в Поднестровье. Молдавские бояры, получившие здесь земли в 1790-х годах, предложили поселенцам остаться на своих местах «на праве молдавском… без заграждения свободы переходить по желаниям в другие места». За пользование землей они должны были «давать с хлеба и сена десятину…» Кроме того, разрешая крестьянам пасти скот на своей земле и учитывая различия в их достатке, помещики требовали от «лочетвертного хозяина» (т. е. владельца четырех волов) уплаты 12 левов в год, от пароволового» — 6 левов, от пешего — 2 левов.

Разумеется, положение «подданных» было неустойчивым: им постоянно грозило превращение в крепостных, особенно после записи за помещиком в ревизские сказки. В зависимости от степени сопротивления «подданных» они могли потерять или утвердить за собой личные права. «Помещичьи подданные» в Поднестровье добились, как увидим ниже, издания особого «Положения», подтвердившего их личные права (кроме права перехода на новые земли).

Приведенные факты показывают, как важно дифференцировать различные группы зависимого населения, жившего на помещичьей земле.

Суммируя данные о незакрепощенном населении частновладельческих и казенных земель, мы получим 423 120 душ м. п., или 93,7% мелких сельских производителей. Что касается крепостных (помещичьих и удельных), то они составляли 28 692 души м. п., или 6,3% общего числа мелких сельских производителей.

В 80—90-х годах XVIII в. крепостные крестьяне в Северном Причерноморье составляли приблизительно 6 тыс душ м. п. И теперь мы находим почти то же самое число ревизских душ в рубрике «помещичьи великороссийские» крестьяне (6646 м. п.); однако наряду с ними имеется более многочисленная рубрика «помещичьи малороссийские» (21520). Очевидно, появление этой группы относилось к самым последним годам XVIII в. Если учесть, что в 1796 г. был издан указ, запрещавший «самовольные переходы поселян с места на место»9, то можно предположить, что помещики сумели использовать этот указ для закрепощения известной части местного украинского населения; кроме того, воссоединение с Россией в 1795 г. прилегающих к Новороссии владений Речи Посполитой с украинским населением привело к передвижке части крепостного населения Подольской и Брацлавской губерний в районы Причерноморья. Помещики бывшей Речи Посполитой, получавшие земельные владения в Новороссии, могли теперь легко переводить сюда рабочую силу, находившуюся в их распоряжении.

Херсонская губерния
Херсонская губерния

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *