Скириты

Rate this post

Скиритидой называлась гористая местность в Аркадии, граничившая с Лаконикой. Доподлинно известно, что 600 скиритов, сражавшихся в 418 г до н.э. при Мантинее, были гоплитами. На раннем этапе той же кампании лакедемоняне имели возможность, пожалуй, впервые, увидеть во взаимодействии беотийскую конницу и гамиппов. Гамиппами {hamippoi) назывались легковооруженные пешие воины, которые действовали в смешанном строю с конницей, оказывая ей поддержку Спустя некоторое время после битвы лакедмоняне либо приказали либо уговорили скиритов сменить свое гоплитское снаряжение на снаряжение гамиппов. Скиритов было 600 человек — столько же всадников было в шести лакедемонских морах. Можно предположить, что каждому всаднику придавалось по одному скириту, но свидетельств этому в нашем распоряжении нет.

Описание новой тактической роли скиритов содержится у Ксенофонта в рассказе о стычке между лакедемонянами и беотийцами при Танагре в 377 г. до н.э. (Греческая история, V, 4, 52—53). Беотийская пехота заняла позиции на вершине холма, однако Агесилай сделал вид, что собирается атаковать оставшиеся без прикрытия Фивы, беотийцы бросились бегом спускаться с холма. Воспользовавшись этим, скириты и часть конницы взобрались на него и обрушили град ударов на задние ряды фиванцев. Скириты во время преследования приблизились к фиванцам слишком близко . И когда те, достигнув ворот города развернулись и остановились в решимости защищатьсвой город, скириты отскочили от них, как иронично заметил Ксенофонт, «более живо, чем при обычной ходьбе».

Ксенофонт (Киропедия, IV, 2, 1) сообщает, что лакедемоняне не жалели скиритов «ни в трудностях, ни в опасности». Наряду с конными разведчиками, скириты участвовали в головных дозорах во время марша, а также патрулировали по ночам подступы к лагерю (Лаконская полития, Х11,3,Х111,6).

Бой около Танагры, 377 г. до н.э.
Бой около Танагры, 377 г. до н.э.

Лакедемонский всадник конца V-IV вв. до н.э. (рис.1) напоминает национальных героев Кастора и Полидевка, которые зачастую изображаются на рельефах того времени верхом, обычно в бронзовых шлемах-пилосах и хитонах-эксомидах, оставлявших свободным правое плечо и образовывавших на талии припуск в виде валика. Герои никогда не изображаются в плащах-хламидах, которые являлись обычной одеждой для греческих всадников. Как правило, носят лакедемонские плащ-трибомы, обернутые вокруг тела так, чтобы оставлять руки свободными. Вооружены они длинными копьями и мечами.
Верховная езда требовала наличия обуви. В наши дни сапоги кавалериста размещаются в стремени так, чтобы бедра могли давить на круп лошади. Однако при отсутствии стремян основное усилие перемещается на икры ног, которые помогают всаднику управлять лошадью и удерживаться на ее спине.

Обувь защищала ноги от натирания о грубую шерсть лошади. На рельефных изображениях Кастора и Полидевка невозможно разглядеть их обувь, поэтому мы изобразили лакедемонские сандалии с открытыми пальцами. Возможно, в лакедемоской коннице использовались более высокие образцы обуви.

Изображение скирита (рис. 2) основано на аттическом рельефе, на котором изображен подобный воин. Ксенофонт утверждает, что перед второй битвой при Мантинее в 362 г. до н.э. аркадские гоплиты по образцу своих союзников-фиванцев украшали свои щиты изображением палицы, чтобы избежать путаницы во время сражения. Палица была символом Геракла – покровителя Фив. Большинство легенд говорит, что Геракл был рожден в Аргосе или Тиринфе, однако фиванцы настаивали, что именно их город был родиной этого героя. Трудно сказать, сколь долго использовалась на щитах данная эмблема. Ее изображения встречаются в росписях на вазах конца V в. до н.э. Фиванский гоплит (рис. 3) одет в ранний вариант беотийского шлема, который начал использоваться пешими воинами в IV в. до н.э.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *