Этапы боя римских легионеров

Rate this post

Передышки во время сражений
Сражение, произошедшее близ Бонна, весьма показательно, но обычно первые попытки атаковать противника редко сразу же решали исход сражения. Армии или отряды противостоящих подразделений могли постепенно отступать и расходиться по ходу боя. В первом сражении при Кремоне имели место частые передышки, когда боевые линии расходились, а затем сходились вновь. Относительно сражения при Форум Галлорум Аппиан сообщает, что «когда они уставали, легионеры расходились на короткое время, чтобы восстановить силы, словно это были тренировочные упражнения, а затем вновь атаковали друг друга». Полибий подтверждает, что такие перерывы были традиционны, когда отмечает, что сражение при Каннах было необычным, поскольку после того как противники сошлись для битвы, они уже не выходили из боя. Только во время таких передышек на смену уставшим могли прийти новые бойцы. Это же время солдаты использовали для того, чтобы перекусить или утолить жажду.

Цезарь отмечает, насколько близко могли располагаться во время таких передышек противоборствующие боевые линии. Его легионеры располагались настолько близко от гельветов во время перерыва, что даже не успели бросить в них свои «пилумы» (максимальная дальность броска которых составляет 30 метров), когда последовала внезапная атака кельтов. Такие передышки отражались на продолжительности сражений, которые могли длиться от трех-четырех часов (средняя продолжительность для небольших римских армий позднего периода по Вегецию) до целого дня. Иногда сражения возобновлялись на следующий день или продолжались даже ночью (например, второе сражение у Кремоны). И наоборот такие небольшие сражения, как битва между легионерами и батавианцами у Бонна в 69 г н.э., длились всего несколько минут.

После боя
Римские командиры хорошо понимали, каким стимулом является для легионеров захват добычи. Обращаясь к солдатам с речью перед боем, они, помимо обычных упоминаний о прежних победах и правоте их дела, не забывали сказать и о тех богатствах, которые их ждут в случае победы. Цицерон полагал, что главным мотивом для легионеров Марка Антония была перспектива обогащения. Корбуло и Эмилий Паулин придавали большое значение перспективе получения трофеев, если легионы добивались успехов в сражении. Разграбление лагеря противника и обирание убитых были первыми действиями после победы в сражении или во время передышки (Тацит упоминает случай, когда Юлий Мансуэт был по ошибке убит и обобран своим собственным сыном во второй битве при Кремоне).

Затем победители могли собрать в кучу оружие, захваченное у противника. Иногда трупы врагов, погибших во время сражения, могли использоваться для «украшения» таких трофеев. Так случилось после победы войск Цезаря над Помпеем за пределами Мунда: «Щиты и копья, захваченные у противника, служили частоколом, а трупы были сложены в виде бруствера. На вершине на наконечники мечей были водружены человеческие головы» (Цезарь. «Испанская война», 32).

Во время или после сражения раненые солдаты могли получить медицинскую помощь от медиков (хирургов или санитаров), но при том уровне медицины шансов на выживание у раненых было немного. Те солдаты, которые выжили после ранения, но не могли продолжать дальнейшую службу, могли получить «миссио каусариа» — медицинскую демобилизацию. Это означало, что солдат мог получить те же привилегии, что и ветеран, получивший «хонеста миссио» (почетную демобилизацию), т.е. высший официальный статус, освобождавший от налогов и гражданских обязанностей.

Римские, а иногда и вражеские потери могли специально фиксироваться. Потери римлян и иудеев во время Иудейской войны, которые приводятся Иосифом Флавием, могли быть взяты из официальных римских источников. Погибшие римляне должны были быть захоронены. Оставить римских солдат без погребения считалось позором. Пленных, захваченных во время сражения, могли убить или искалечить, но чаше их продавали в качестве рабов. Экономика Римской империи основывалась на рабстве, и полувоенные рабы и грабители-«ликсэ», всегда сопровождали армию. Остальных пленников могли сохранить для триумфальных процессий и казнить в Риме.

Вегеций и Иосиф Флавий объясняют причины римских побед: «Тот, кто желает мира, пусть готовится к войне. Тот, кто хочет победить, пусть усердно обучает солдат. Тот, кто стремится к благополучному исходу битвы, пусть не сражается наудачу, а использует стратегию. Никто не смеет мешать или препятствовать воину, который понимает, что будет побеждать, если будет сражаться».

«Не удивительно, что эта обширная империя досталась им в качестве награды за доблесть, а не как подарок судьбы» (Иосиф Флавий. «Иудейская война», 3 , 72)

Конная статуя Марка Аврелия, 160 г. н.э. Была позолочена и первоначально установлена на склоне Капитолия у Римского форума.
Конная статуя Марка Аврелия, 160 г. н.э. Была позолочена и первоначально установлена на склоне Капитолия у Римского форума.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *