О способе формирования пехоты из рыцарей-«милитов» нам известно довольно много. Закон, принятый во времена Каролингов, согласно которому все свободные землевладельцы призывались на службу, оставался в силе. Но обязательства простых людей, относящиеся к несению воинской повинности, к XII веку существенно сократились. Обязанности по защите владений лорда и службе вне их пределов были упразднены. Крестьяне составляли тыл, который обычно задействовали только при полном отступлении. Во время общего призыва 1124 года, когда формировалось войско для борьбы с германцами, вторгшимися в пределы Франции, в армии было много крестьян-пехотинцев. Однако, в случае внутренней войны феодалов с королем, простые люди освобождались от обязанностей воевать на стороне своего лорда. Еще одной обязанностью простого люда являлось сооружение и ремонт укреплений.

До второй половины XII века не предпринималось серьезных попыток ограничить ношение оружия, так как лишь в городах люди были достаточно богаты, чтобы приобретать собственное оружие. Продовольствие, поставляемое сельскими жителями, было для армии ценнее, чем сами сельские жители в качестве воинов. Однако, в 1284 году аббату Сен-Мор-де-Фосэ удалось собрать в своих владениях войско немалого размера: 12 человек, у которых было по 60 фунтов, явились к месту сбора в кольчугах, с шлемами-колоколами и мечами (или кинжалами); 53 человека, у которых было по 30 фунтов и более, пришли в стеганых гамбезонах, с шлемами-колоколами и мечами (или кинжалами); те, у кого было по 10 фунтов, имели лишь шлемы-колокола и мечи (или кинжалы); владевшие суммой меньше 10 фунтов, приобрели на них лук, стрелы и кинжал.
Купцы отправлялись в путь хорошо вооруженными, ведь по мере расширения торговли в XIII веке многие из них стали вести дела за стенами своих контор. Городские рыцари-«милиты» севера Франции до середины XII века упоминаются в документах очень редко, хотя они, несомненно, существовали, так как увеличивающиеся городские общины нуждались в собственном войске, как и в соответствующей финансовой и политической защите от обступавших их со всех сторон войск феодалов. Большинство таких подразделений появилось в середине XII века, когда они приняли участие в обороне страны против иностранного вторжения. При короле Филиппе II Августе они стали играть еще более важную роль.
На печатях большинства городских общин присутствовали воинские символы: башни, воины в доспехах, и т.п. Военные обязательства общин четко определялись городским уставом, в котором оговаривались обязанности жителей по отношению к местному лорду или его представителю. В нем уточнялось, где и как долго должны были рыцари-«милиты» нести свою службу. В этом документе было также записано, сколько воинов сержантов и повозок с продовольствием должен город предоставить армии. Хотя чаще всего вместо людей и продуктов отправлялись деньги. Однако, в XII и XIII веке городские жители Франции проводили на военной службе достаточно много времени. Пространный список, перечислявший обязательства большого города, маленького городка и аббатства по отношению к королевской армии времен правления Филиппа II Августа, включал в себя 7 695 сержантов, 138 повозок с продовольствием и 11 693 парижских фунтов (для тех, кто вносил деньги вместо фактического несения службы). В то же время королю становилось все труднее набирать рекрутов через своих подчиненных – крупных феодалов. Например, во время правления короля Людовика XI бароны часто отказывались собирать войско. Они приезжали к месту сбора с минимальным количеством людей и по прошествии 40 дней сразу возвращались домой.
Оказавшись в таком положении, король вынужден был обратится к городам с просьбой о помощи. В 1253 году Центральный французский массив предоставил 3 000 сержантов. Полвека спустя был принят закон, согласно которому состоятельные граждане могли вносить плату, освобождавшую их от службы. На эти деньги нанимались профессиональные солдаты. Во время критического в военном отношении года (1303-1304) король попытался сделать плату, вносимую для освобождения от службы, постоянным налогом, взимаемым как со знатных особ, так и с простых людей. Однако, это нововведение вызвало волну негодования, и десятью годами позже было отменено. В 1317 году при короле Филиппе V была проведена полная реорганизация армии, после которой «тыловики», состоявшие из крестьян, снова стали использоваться не только в тылу. Каждый город или провинция опять должны были предоставлять снаряжение и людей, главой над которыми был региональный командир, чью кандидатуру должен был одобрить сам король. Мы имеем подробную информацию о формированиях таких рыцарей-«милитов» благодаря летописцам Фландрии и ее соседей. Здесь рыцари-«милиты» XIII века группировались вокруг городских гильдий, каждая из которых формировала «полицию» как из боеспособных солдат, так и из слуг под началом собственных командиров. Снаряжение приобреталось на средства гильдии. Богатые горожане служили кавалеристами, но большинство по-прежнему составляли пехотинцы.
Первые рыцари-«милиты», поддержавшие движение «За мир в Боге» в XI веке, действовали от имени короля, хотя их непосредственными представителями были местные аббаты. Возраставшее благосостояние городов позволило рыцарям-«милитам» приобретать хорошее снаряжение. Но солдаты из горожан все же оставались непрофессионалами. Они были плохо обучены и не могли воевать без помощи рыцарей и наемников. Зато их нравственное состояние было образцовым. В 1177 году крестьяне провинции Лаон подняли восстание против епископа, который был их лордом. Они позвали на помощь рыцарей-«милитов» из Крепи, Вэли и других городских общин. Их лорд-епископ, в дополнение к своему феодальному войску созвал рыцарей-«милитов» из городов Лаон Суасон и аббатства святого Медрада. На берегу речки Элет произошло небольшое сражение. Рыцари-«милиты», созванные крестьянами, заняли неудобную позицию на заросшей травой равнине: их фланги были открыты для кавалерийской атаки. В результате они потерпели поражение.
Рыцари-«милиты» являлись более умелыми бойцами, чем их описывают летописи, составленные представителями аристократии. Они могли не только защищать укрепленные городские стены. Например, во время битвы при Бувинэ в 1214 году, выстроившись прямо перед королем, они сформировали защитный блок, вокруг которого могли маневрировать кавалеристы. Нам известно, что у противостоявших им пехотинцев, в состав которых входили фламандц и банконцы, пики были большей длины, чем копья у французских кавалеристов, а также имелись остроги с крюками для сбрасывания французов с седел. Кажется, большинство операций, проводимых за стенами города, входило в круг «служебных» обязанностей рыцарей-«милитов». В 1233 году 19 городских общин усмирили мятеж в районе Бовэ. Восстание фламандцев в начале XIV века в основном опиралось на силы рыцарей-«милитов». Ошеломляющая победа «милитов» над французскими рыцарями под Куртрэ была не единственным их успехом в открытом сражении. Фламандские рыцари-«милиты» выиграли два из четырех главных сражений – под Куртрэ в 1302 году и под Аркесом в 1303 году. Однако, два других – под Мон-ен-Певелем в 1304 году и под Касселем в 1328 году – они проиграли.
Снаряжение рыцарей-«милитов» было различным, в зависимости от богатства городской или региональной казны. Городские рыцари-«милиты», как правило, имели лучшее снаряжение, чем сельские. Доспехи, защищавшие туловище, в XII веке были редки. Однако, богатые горожане, служившие кавалеристами, могли их иметь. В XIII веке кольчуги стали более распространенным видом доспехов, но большинства сражалось в стеганых гамбезонах. Небольшие круглые щиты появились в конце XIII – начале XIV века. Однако, некоторые исследователи полагают, что владение мечом и щитом скорее относится к «спортивным» навыкам, чем к боевому мастерству. В документах из франкоговорящего Льежа, расположенного за границей Франции, приводятся данные о доспехах, находившихся во владении горожан. Например, в 1281 году некто Симон Стормис владел кольчугой, а у чиновника по имени Жан Фабри в 1311 году была кольчуга меньшего размера, кожаная кираса, покрытая металлическими пластинками, и басцинет с кольчужной накидкой. Известно, что многие, если не большинство, рыцарей-«милитов» из городских гильдий французской части Фландрии в XIII и XIV веке носили униформу. Вероятно, это было простое сюрко, цвет которого определялся воинским уставом того времени.
