Прямоугольный плащ (sagum) был наиболее популярным среди римских легионеров типом плаща на протяжении столетий. Этот плащ часто встречается в изобразительном искусстве того времени. Но существовали и другие варианты плаща, некоторые из которых использовались в армии. Из альтернативных вариантов следует упомянуть плащ с капюшоном (paenula). Этот плащ был распространен в ранний период, но к концу II века его изображение практически полностью исчезает на воинских надгробьях, хотя продолжает встречаться на надгробьях гражданских лиц. Кроме того, солдаты в пенулах изображены на деревянной двери собора Св. Сабины в Риме, датируемых V веком. Возможно, что пенула была плащом преторианской гвардии, поскольку очень часто встречается на монументах, посвященных гвардии. Временное исчезновение этих плащей возможно объясняется расформированием преторианской гвардии Септимом Севером, который заменил гвардию отрядом телохранителей, набранных среди провинциальных солдат.
Как мы уже говорили, император Каракалла получил свое прозвище за то, что любил носить плащ-каракалл. К сожалению, мы не знаем достоверно, что представлял собой этот плащ. Скорее всего, это была накидка с капюшоном и без рукавов, возможно, чем-то похожая на пенулу, дополненную капюшоном. Античный автор Поллюкс сообщает, что Каракалл напоминает пенулу. Дион Кассий пишет, что Каракалла изобрел новый фасон, соединив в одно два типа варварских плащей. По другой версии, каракалл был изобретен Спартианом, тогда как Каракалла просто удлинил этот плащ до лодыжек. Таким образом, мы можем предположить, что Каракалл был длинным тяжелым суконным плащом, предназначенным для ношения на улице. Из эдикта Диоклетиана о ценах мы узнаем, что существовал и льняной вариант этого плаща. Льняной каракалл отличался дешевизной и был коротким, закрывая только голову и плечи.
По данным ученых, нет никаких данных в пользу того, что плащ-каракалл был известен за пределами Галлии ранее начала III века, то есть до походов Каракаллы на Рейн. Дион Кассий сообщает, что Каркалла старался быть похожим на своих солдат, поэтому носил обычную солдатскую одежду. Геродиан рассказывает, что образцом для подражания Каракаллы послужила одежда его германских телохранителей. Таким образом, можно с большой долей вероятности утверждать, что знаменитый плащ императора представлял собой копию плаща простого солдата из рейнской армии.
Поздние авторы упоминают еще один плащ с капюшоном, так называемый birrus или byrus. В эдикте о ценах Диоклетиана это плащ фигурирует как byrus Britannicus. Вероятно, биррус также походил на пенулу, но имел дополнительный клапан, прикрывающий шею, чем выгодно отличался от пенулы, которую приходилось носить вместе с шарфом.

1. и 2. Командиры, III-IV век
В настоящее время роспись в луксорском храме почти полностью утрачена. В годы правления Диоклетиана (284-305) храм был перестроен в пограничный форт. На одной стене форта были изображены конные воины, вероятно, солдаты конного отряда в составе гарнизона. Один из конных воинов держит Т-образный жезл, вероятно, указывающий на офицерское достоинство. Первоначально, жезл из виноградной лозы использовался для наказания нерадивых солдат. Но Т-образным жезлом никого не били. Для физического наказания имелся дополнительный, более короткий жезл. Желто-коричневые плащи. У первого командира туника с длинным рукавом, тогда как у второго классическая туника с коротким рукавом. Короткая стрижка обычно для описываемого периода.
3. Тяжело вооруженный воин, III-IV век.
Железный шлем сегментной конструкции обнаружен в Дейр-эль-Медине, Египет. Щит взят с луксорской росписи.