Религия пиктов - Civilization War - Цивилизация и война

Религия пиктов

До принятия христианства пикты исповедовали друидическое язычество. До нас верования пиктов дошли через описание ирландских монахов-летописцев, таких как св. Колумба и его биограф св. Адомнан, живших в VI-VIII вв.

Как и положено язычникам, пикты имели пантеон богов, а также сверхъестественный загробный мир. Поразительные мифы охватывали все аспекты жизни пиктов. Они жили в мире, где все реки и деревья были священными, а острова представляли собой камни, разбросанные гигантами. Здесь каждый родник бил там, куда стукнул посохом святой. Ирландские миссионеры считали пиктов особенно суеверными, а Адомнан писал, что «когда благословенный св. Колумба прожил несколько дней в королевстве пиктов, он слышал слухи, распространяемые язычниками о некоем источнике, которого невежественный народ почитал за бога».

Берсерки и воины финна.
Берсерки и воины финна. (a) Берсерк из шахматного набора с острова Люис. (b) Норвежский воин в волчьей шкуре, пластинка с шлема VII в. (c) Пикты в волчьих масках. (d) Фигурка с песьей головой.

Магия играла очень важную роль. Друиды при дворе Бруда МакМельхона всячески сопротивлялись влиянию св. Колумба, стараясь своими волхованиями превозмочь чудеса, явленные Колумбой. Пикты также чувствовали глубокую и неразрывную связь с животными, населявшими их страну. Животный символизм был особенно важен. Пиктские скульпторы часто ухватывали жизнь в изображаемых животных, что достаточно редко удается сделать, изображая животное.

Стычки между друидами и христианами были острыми, но в целом пикты достаточно мирно приняли христианство. Св. Ниниан приступил к обращению южных пиктов в 450 г., а в 486 г. св. Дарлугдах, аббатисса Килдера, получила землю Нехтана от короля южных пиктов. Когда в 565 г. св. Колумба начал обращение северных пиктов, «южные пикты довольно давно отказались от идопоклонства и приняли истинную веру». Миссионерская работа Колумбы проводилась по настоянию Бруде МакМальхона, желавшего стать королем обоих пиктских королевств.

Как и большинство первых миссионеров, св. Колумба старался не столько искоренить, сколько освятить существующие обычаи. Например, он освящал источники вод с тем, чтобы «демон покинул эту воду». Церковь пиктов, как и церкви других народностей, сумели найти компромисс между христианством и друидизмом. Например, пикты сохранили традицию охоты за головами лесных зверей. При этом предсказания по-прежнему играли важную роль как в обществе пиктов, так и в обществе шотландцев.

Единственная уцелевшая связь с пиктскими верованиями представляет собой работу «лошадиных сплетников» – сообщество практикующих законников, которые пришли с северо-востока. «Лошадиные сплетники» пользовались славой среди сельского населения, так как использовали некие секретные методы, с помощью которых управляли домашними и дикими животными. Бормотание на непонятном языке коню в ухо использовалось наряду с заговорами, снадобьями и ароматерапией.

На пиктских камнях есть изображения жертвоприношений, которые составляют важную часть ритуалов пиктов. Известно изображение жертвоприношения быка. Подобная традиция сохранялась у горцев до XVII в. Известны также два изображения человеческих жертвоприношений. По-видимому, жертву топили в большом котле. Известно, что пикты утопили захваченных в плен вражеских вождей в 734 и 739 гг. Человеческие жертвоприношения были широко распространены в кельтском мире. В качестве жертв использовались приговоренные к смерти преступники и военнопленные. Беда Достопочтенный сообщает, что в 685 г. после битвы при Дуннихенине «был убито множество англов». На камне из Суэно изображено ритуальное усекновение побежденного в поединке воина. Хотя Церковь боролась с человеческими жертвоприношениями, казнь у пиктов сохраняла ритуальный характер.

Захоронения пиктов также дают некоторое представление о религии. Кладбища с гробницами, ориентированными с востока на запад. В отличие от ранних захоронений, в эти гробницы уже не клали вещи, что позволяет предположить христианский характер захоронений. Но ориентация трупов головой на запад (в направлении кельтского загробного мира) свидетельствует о живучести старых верований. Пиктская церковь никогда полностью не подчинялась ирландской церкви, ориентируясь прежде всего на Рим, а не на Иону. В 717 г. король пиктов Нехтан окончательно подчинил церковь пиктов Риму и изгнал монахов Колумбы «изо всей Британии».

Св. Видженс охотится на вепря.
Св. Видженс охотится на вепря. Известно три изображения арбалета, вырезанные на камнях. Обнаружено несколько фрагментов арбалета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *