Рейд в Сен-Назере

Rate this post

Постоянная угроза союзническим конвоям в Атлантике, исходившая от немецких линкоров (в первую очередь от “Тирпица”, заставляла англичан и американцев привлекать значительные силы для охраны морских путей. Это особенно раздражало Уинстона Черчилля, который писал: “Вся стратегия ведения войны в тот период зависела от этого линкора”.

Чтобы действовать на просторах Атлантики, немецкий линкор нуждался в базе на юго-западе Европы. Французский порт Сен-Назер, оснащенный огромным сухим доком, был именно такой базой. Поэтому английское командование решило провести рейд и разрушить порт в Сен-Назере. Проведение этой операции возложили на 2-й батальон коммандос подполковника Чарльза Ньюмена.

Сержант Том Дюран
Сержант Том Дюран (Durrant), 1-й батальон коммандос. Дюран находился на одном из катеров, сумевших уйти из Сен-Назера. Однако во время обратного пути английскую флотилию перехватил немецкий эсминец. Тяжело раненный Дюран продолжал вести огонь из спаренной орудийной установки до тех пор, пока не потерял сознание. Посмертно его наградили крестом Виктории — Дюран стал первым солдатом, получившим столь высокую награду за морское сражение.

Сен-Назер лежит на северном берегу Луары в десяти километрах от устья реки. Пройдя 350 км, английская эскадра вошла в устье Луары и поднялась вверх по реке. Коммандос должны были разрушить сухой док и вывести из строя базу подводных лодок. Первоначально для выполнения этой операции выделялось 150 солдат из батальона Ньюмена и 80 подрывников из других батальонов коммандос. Но затем численность штурмового отряда увеличили до 44 офицеров и 233 солдат.

Английская эскадра, которую возглавлял коммандер Райдер (Ryder), имела в составе эсминец “Кемпбеллтаун” (CamphelItown), перестроенный из американского парохода “Баченен” (Buchanan), на борту которого хранилось четыре тонны тротила.

По плану экипаж “Кемпбеллтауна” должен был протаранить ворота дока, после чего, включив часовой механизм детонатора, покинуть корабль. Кроме того, в эскадру входила канонерская лодка — флагманский корабль, 16 деревянных транспортов с десантом и торпедный катер. Все английские корабли несли немецкие опознавательные знаки и могли ответить на любые запросы противника благодаря секретным документам, захваченным в Ваагсё. Силуэт “Кемпбеллтауна” был изменен, чтобы корабль выглядел немецким, кроме того, борта эсминца защищали дополнительные бронелисты. Коммандос, после высадки на берег, должны были занять указанные объекты и уничтожить их. Уничтожению подлежали шлюз, насосная станция, и база подводных лодок. Согласно плану, 28 марта в 01.30 ночи “Кемпбеллтаун” должен был протаранить ворота дока, после чего высаженные на берег коммандос в течение двух часов разрушали бы порт. Затем солдаты должны были погрузиться на корабли и выйти в открытое море, чтобы до наступления рассвета уйти как можно дальше от Сен-Назера.

Таков был общий план. При известном везении его можно было вполне осуществить. Однако шансов уйти невредимыми оставалось не слишком много. Кривя душой, один из старших офицеров сказал солдатам: “За эту операцию вы получите крест Виктории”.

26 марта эскадра покинула Фалмут, и в сопровождении эсминцев направилась к Сен-Назеру. В ночь с 27 на 28 марта корабли вышли в исходную точку и операция началась. Двигаясь со скоростью 10 узлов, корабли с десантом вошли в устье реки. В 01.00 английский отряд был обнаружен противником.

Немцы, обеспокоенные английскими рейдами, проявили бдительность. Установленные на берегу прожекторы нащупали “Кемпбеллтаун” . Однако англичане, зная немецкие коды, смогли ответить на все запросы противника и продолжили движение .

Лишь в 01.27 немцы почуяв неладное открыли по английским кораблям огонь. Тогда “Кемпбеллтаун” дал полный ход и в 01.34 протаранил ворота дока. Находившиеся на борту корабля-камикадзе коммандос, попрыгали на берег.

Тем временем английские транспорты несли потери. Многие были потоплены или сожжены на расстоянии от берега. Только пять из шестнадцати транспортов смогли подойти к пристани и высадить десант. Однако даже на берегу коммандос продолжали нести потери от огня немецких зениток, поставленных прямой наводкой, и кораблей, находившихся в порту.

Всего до берега добрались менее сотни коммандос. Тем не менее, они штурмом взяли батарею береговой артиллерии и смогли заложить фугасы под некоторые объекты.

Поскольку к базе подводных лодок добраться было невозможно, было решено сконцентрировать усилия на насосной станции и шлюзе. После этого коммандос заняли круговую оборону и стали ждать эвакуации.

Против англичан немцы бросили личный состав двух зенитных батальонов, экипажи кораблей и U-ботов, а также солдат местного гарнизона. 60 коммандос и моряков держали оборону против 2000 гитлеровцев. Но эвакуацию провести не удалось. Большинство десантных транспортов были потеряны, уцелели лишь семь транспортов, канонерка и торпедный катер. Райдер, подобрав моряков, остававшихся на борту “Кемпбеллтауна”, приказал экипажу торпедного катера выпустить торпеду по внешним воротам шлюза у старого входа в гавань.

После этого английские корабли повернули назад. При попытке пробиться к берегу, чтобы подобрать высаженных коммандос, был потерян торпедный катер. Один из транспортов стал жертвой немецкого миноносца. В Англию вернулось лишь шесть транспортов и канонерка — 242 человека из 611 .

Ньюмен, отрезанный вместе со своими ребятами от берега, приказал до наступления рассвета прорываться из порта и уходить в Испанию и Гибралтар. Лишь пятерым коммандос удалось выполнить приказ командира, остальные погибли или попали в плен.

Фугасный заряд на борту “Кемпбеллтауна” детонировал в 10.30 утра. Во время взрыва погибло большое количество немецких солдат и офицеров, проводивших осмотр корабля и дока. Повреждения дока не удалось исправить до самого конца войны. Спустя сутки сработала торпеда, попавшая в ворота старого входа в гавань. При этом одно судно, оказалось отрезанным от моря. Заряды, заложенные англичанами, продолжали рваться еще некоторое время. Это так нервировало немцев, что они часто открывали огонь по французским докерам, чью униформу они по ошибке принимали за униформу коммандос.

Газеты много писали о рейде, называя его “величайшим”. Крест Виктории получили коммандер Райдер, лейтенант Битти (Beattie), младший матрос Севидж (Savage), подполковник Ньюмен и сержант Дюран (Durrant). Сто шестьдесят девять коммандос и моряков погибли во время рейда, около двухсот англичан попало в плен. В первом же бою 2-й батальон коммандос потерял своего командира и большую часть личного состава. Сразу же после возвращения в Англию началось переформирование батальона. Должность командира батальона получил подполковник Джек Черчилль, который в следующие годы войны отличиться в боях на Средиземноморье, на Сицилии, в Италии и Югославии.

Лорд Луи Маунтбаттен, глава Управления общевойсковыми операциями, обращается к коммандос из 6-го батальона перед началом рейда. Личный состав 6-го батальона в качестве головного убора носили шотландские береты “Там о’Шантер”.
Лорд Луи Маунтбаттен, глава Управления общевойсковыми операциями, обращается к коммандос из 6-го батальона перед началом рейда. Личный состав 6-го батальона в качестве головного убора носили шотландские береты “Там о’Шантер”.
Эвакуация на транспортные корабли после рейда на Сен-Назер.
Эвакуация на транспортные корабли после рейда на Сен-Назер.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *