Путь пиктского воина

Оцените статью!

Все кельтские воины были горды и хвастливы. Они постоянно заботились о том, чтобы не уронить свое лицо. Они любили получать украшения и привилегии, а также придавать себе храбрый и внушительный вид. По этой причине они велит себя подчеркнуто чванливо. Эмер рекомендует себя Кухулину как «добродетельную среди женщин, прекраснейшую среди девушек и образец целомудрия». На это Кухулин отвечает: «В бою я равен двенадцати. Треть моей силы равна силе тридцати воинов. Воины боятся выходить на поле боя, если знают, что я здесь, целые армии бегут, завидев меня». Эмер отвечает Кухулину: «Неплохо для мальчика».

Пиктские шлемы, очевидно, были обычными для того времени сегментными шлемами, такими же как этот нортумбрийский шлем VII века.
Пиктские шлемы, очевидно, были обычными для того времени сегментными шлемами, такими же как этот нортумбрийский шлем VII века.

Представления пиктов о храбрости и чести исключали использование ими доспехов, даже шлемов. Несомненно, технологии, имевшиеся у пиктов, позволяли им изготавливать кожаные и металлические доспехи. Однако, воины сражались без доспехов, доверяя свою судьбу богам или Богу. Этот подход характерен для кельтов. В 50 г. н.э. бритты «отказались от нагрудников и шлемов, полагая, что для защиты на поле боя настоящему воину достаточно одного щита». В битве при Стандарде в 1138 г. не имевшие доспехов члены рода Галлуэев, были поставлены позади шотландцев. Это оскорбило воинов, а их вождь воскликнул: «Я не ношу доспехов, кто они такие, кто стоят передо мной». То есть в его представлении носить доспехи было признаком трусости.

У всех кельтских народов воины находились на высокой ступеньке социальной лестницы. Между собой воины придерживались строгих правил. В кельтских легендах есть рассказы о том, как герои подвергались нападению сразу отряда противника. Но вместо того, чтобы навалиться скопом, противники выезжали на поединок друг за другом, так как битва с численным преимуществом не приносит славы. Увлечение пиктов широкими рубящими мечами и небольшими баклерами также свидетельствует о склонности к поединкам, поскольку такой набор очень удобен именно для ведения дуэли, а не действий в плотном строю. На камне из Суэно изображены два сражающихся витязя, вооруженных мечами и баклерами. Поединок идет перед строем двух противостоящих армий, то есть пикты сохранили кельтский обычай устраивать поединки перед началом большого сражения.

Несмотря на всю прямолинейность, не менее почетным считалось перехитрить противника. Например, когда легендарная женщина-воин Скаха пошла войной на свою соперницу Ифу, «которую опасалась как самую лучшую женщину-воина в мире… Ифа вызвала Скаху на поединок. Кухулин подошел к Скахе и спросил, что для Ифы дороже всего.

– Три вещи дороже ей всего на свете, – ответила Скаха. – Ее пара лошадей, ее колесница и ее колесничий.
Кухулин пошел к Ифе и сразился с ней. Ифа перерубила меч Кухулина, оставив тому обломок длиной не больше кулака.
– Гляди, гляди! – закричал тут Кухулин, – Колесница Ифы, ее коней и ее колесничий рухнули в долину, все погибли!
Ифа оглянулась туда, куда указывал Кухулин. В этот момент Кухулин прыгнул на нее и схватил ее за грудь. Он повалил ее на спину как мешок и придавил ее своей массой. Затем он занес над ней обломок своего меча».

Пикты сражались в составе сплоченных отрядов. Связь между воинами таких отрядов была очень крепка. Воины вместе жили, ели, спали, сражались, убивали и умирали. Большое уважение можно было заслужить, погибнув на поле боя. Это чувство даже в какй-то степени смягчало горечь потери друга. Но если погибал командир отряда, боевой дух воинов мог серьезно пошатнуться.

«Я несу голову в своем плаще,
Голову Уриена, благородного правителя,
Его белая грудь досталась воронам.
Голову пошатнувшегося оплота Британии.
Мои руки онемели,
В моей груди стучит
Разбитое сердце».

Это почитание вождей происходит от старинного верования в то, что здоровье вождя отражает здоровье страны. Если король правил гармонично, страна процветала, но если король пренебрегал своими обязанностями, это тут же отражалось на состоянии государства. О правлении короля судили по внешним признакам благополучия. Если армия терпела поражение, если начинался падеж скота или гибли посевы, значит король правит страной неверно. Аэден Далриадский был вынужден покинут трон в начале VII в. после поражения в битве с англами при Дегастане. В списках пиктских королей несколько раз встречаются случаи отстранения королей от власти.

Встретив одинокого конника-скотта, двое пиктов вызывают подмогу из башни-броха, северо-западная Шотландия, VII век н.э.
Встретив одинокого конника-скотта, двое пиктов вызывают подмогу из башни-броха, северо-западная Шотландия, VII век н.э.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *