Ян Жижка прославился в числе прочих своих заслуг тем, что изобрел тактику вагенбурга – оборонительного построения из поставленных в ряд повозок. К оборонительной тактике Жижке пришлось обратиться из-за тотального превосходства в открытом поле тяжелой рыцарской конницы крестоносцев. Впервые такую тактику Жижка применил во время обороны Виткова. Но в тот раз он еще не дошел до использования повозок, а ограничился сооружением земляничных укреплений. Однако очень быстро Жижка решил использовать для построения обороны то, что всегда было у него под рукой – крестьянские повозки, находившиеся в обозе.
Использование повозок в обозе средневековых армий было обычным делом. Не была абсолютно новой и идея окружать полевой лагерь поставленными вокруг него повозками. Подобный прием применялся, например, в сражении венгров с монголами при Мохи (1241) и в сражении при Кресси (1346). На самом деле новизна идеи Жижки заключалась в том, что он использовал повозки в качестве мобильного средства обороны и поставил их в центр своей тактики.
Мы точно не знаем, каким путем Жижка пришел к этой идее. Оман в своей книге «Военное искусство средних веков» предполагает, что прежде Жижка сталкивался с русской тактикой гуляй-города. Однако первое упоминание об использовании гуляй-города московитами относится к XVI веку. Даффи в «Осадной войне» делает обратное предположение, выводя русский гуляй-город из чешского табора. Оман делает и другое предположение, по которому Жижка познакомился с тактикой табора у литовцев, во время своей службы в Польше. Но и это предположение маловероятно, так как никаких свидетельств подобной тактики у литовцев нет, известно только, что они предпочитали использовать легкую конницу. Нет никаких свидетельств и о том, что повозки использовались в ходе Грюнвальдской битвы, в которой Жижка предположительно участвовал.
Когда в начале 1420 года Жижка отступил из Праги в Пльзень, он столкнулся с рейдами конных отрядов роялистов на соседние города, симпатизирующие гуситам. Богуслав из Свамберга, который владел соседним замком Красиков, совершил несколько таких рейдов, о которых мы мало знаем, за исключением одной операции. В декабре 1419 года Самберг во главе сравнительно сильного отряда попытался нанести поражение Жижке, который в это время осаждал роялистский замок Некмер, расположенный к северу от Пльзеня. Уверенный в своем превосходстве Свамберг решительно атаковал, но, по словам летописца, потерпел сокрушительное поражение. Отряд Жижки располагал семью повозками, на которых стояли серпентины (пушки), с помощью которых гуситы разрушали стены. Возможно, люди и кони Свамберга были напуганы грохотом пушек, к которому еще не были привычны. Может быть гуситы оказали роялистам фанатичное сопротивление? Так или иначе, Некмер – первый документированный случай использования повозок в обозе, а также случай установки артиллерии на повозки.
Возможно, при Некмере использование повозок произошло импровизированно. Более продуманное применение, сопровождавшееся уверенной победой, произошло 25 марта 1420 года в сражении при Судомере. Как уже говорилось выше, в результате этого сражения Жижка стал национальным героем. Роялисты попытались перехватить армию Жижки, шедшую из Пльзеня в Табор. Жижка располагал всего четырьмя сотнями крестьян-ополченцев – плохо вооруженных и еще хуже экипированных. Обоз отряда состоял из двенадцати повозок. Гуситы переправились вброд через реку Орава в районе Судомера и направились на юг, когда заметили противника, приближающегося двумя колоннами. К юго-востоку от Судомера находилось несколько прудов. Между двумя прудами Жижка и расположил свое войско. Один фланг его армии прикрывала дамба, другой фланг и тыл – 12 повозок. В последовавшем сражении обе стороны понесли ощутимые потери, но повозки спасли армию Жижки от разгрома. Скромное начало под Некмером и Судомером положило начало знаменитой тактике.

Один из наиболее важных рисунков того времени, изображающий вагенбург таборитов. Четыре повозки, соединенные между собой, образуют периметр лагеря. Внутри лагеря стоят палатки и гуляют кони. На палатке виден щит с чашей, над палаткой развивается флаг с гусем. Несмотря на обратную перспективу рисунка, некоторые его детали поражают реалистичностью. В двух ближайших к зрителю повозках сидят воины в шлемах-котелках, капюшонах и кольчужных подшлемниках. Они вооружены боевыми цепами, арбалетами и короткоствольными пищалями. Один из таборитов метает камень. Никаких дополнительных панелей к обращенному в сторону противник борту не подвешено. Однако между колесами под днищем повозки вставлены экраны с треугольными бойницами. Внизу слева и вверху справа видна кирпичная кладка под колесами. Может быть, это брикеты торфа? Известно, что если позволяло время, вдоль внешнего борта повозок рылся ров и насыпался вал. Справа повозка показана сверху. Она заполнена пищалями и мечами. В повозке на заднем плане лежат четыре крупнокалиберные пушки, очевидно, изготовленные для навесного огня.