Перед новыми кригсмарине встали те же самые проблемы, которые когда-то пришлось решать командованию кайзеровского флота. Проблема первая: Германия не имела открытого выхода в Океан. Основные порты – Вильгельмсхафен, Бремен, Гамбург и Киль – расположены на побережье Северного и Балтийского морей. Все маршруты в Атлантику, ведущие из этих портов, легко контролируются англичанами. Германские корабли могли прорваться в Атлантику только через Ла-Манш или между Норвегией и Шотландией. Такие прорывы представляли собой трудновыполнимую задачу даже в годы Первой мировой войны, а с развитием авиации они становились почти невозможными.
Проблемой второй стало определение класса, потребных новому германскому флоту, кораблей и их характеристик. От кораблей требовалась большая автономность, мощное вооружение, универсальность в плане выполнения задач. Представлялось, что такие корабли не станут принимать участия в крупномасштабных морских сражениях, а будут действовать по одиночке в качестве рейдеров или же отрядами по два – три корабля.
В начале нацистской эры многие полагали, что Гитлер не станет отказываться от соблюдения ограничений, наложенных Версальским договором на строительство вооруженных сил Германии. Версальский договор устанавливал, в частности, предельный тоннаж, весьма по мировым меркам скромный, для кораблей военно-морского флота Германии. Вплоть до начала Второй мировой войны, а если точнее – до нападения японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. флот был ограничен в количестве линкоров и калибре орудий главного калибра, устанавливаемых на тяжелых кораблях. По мнению командования кригсмарине, такой флот не имел шансов на равных соперничать с британском флотом в классическом морском бою. По количеству кораблей кригсмарине значительно уступали даже Флоту Открытого миря императора кайзера Вильгельма II.
В сложившихся условиях цели и задачи германских линкоров представлялись весьма ограниченными. На характер задач, которые ставились перед линкорами, большое влияние оказали тактико-технические характеристики кораблей. Итак, перед линкорами кригсмарине могли быть поставлены следующие задачи, характер которых являлся бы определяющим при выборе ТТХ кораблей:
– Береговая оборона. Корабли береговой обороны предназначены для защиты побережья приморских государств, они не должны подпускать к своим берегам любые корабли противника. Данную задачу способны выполнять корабли сравнительно небольшого водоизмещения, которым не нужна ни высокая скорость, ни большая автономность; мореходность также не относится к числу основных приоритетов – в случае сильного шторма такие корабли всегда могут укрыться в ближайшем порту. Кораблям береговой обороны не требуется многочисленная артиллерия, но вооружать их следует исключительно мощными орудиями, способными быстро и качественно утопить любого противника. В отношении бронезащиты кораблей береговой обороны существовало две школы. Представители одной настаивали на необходимости сведения бронирования к минимуму с целью уменьшения водоизмещения кораблей. Потопленные у берега небольшой корабль не так уж сложно поднять и снова ввести в строй. Другие теоретики в пику первым делали ставку на броню как средство повышения выживаемости корабля в бою.
– Рейдеры. От таких кораблей требовалась высокая скорость плавания, отличная мореходность, огромные дальность и автономность. По вооружению рейдеры должны были превосходить корабли береговой обороны. Рейдер должен был иметь шансы на победу в морском сражении с крейсером противника, а значит по вооружению и бронированию превосходить не только корабли береговой обороны, но и крейсера. В то же время, скорость позволяла рейдеру уйти от линкора.
– Fleet-in-being. Труднопереводимое, но всем понятное английское выражение – флот воюет самим фактом своего существования, не ввязываясь в сражения. Такой стратегии придерживалось командование Флота Открытого моря в годы Первой мировой войны, когда германский флот количественно уступал британскому. Немцы сумели построить немалое количество дредноутов, по своим боевым качествам даже превосходивших британские, однако численность современных линкоров в составе Флота Открытого моря составляла всего 2/3 от численности дредноутов Гранд Флита.

