Конница Александра Македонского

Rate this post

Организация и тактика конницы

Основной единицей конницы была ила численностью в 200 всадников под командованием иларха (ilarchos) и четырех тетрархов (tetrarchos), каждый из которых возглавлял тетрархию из 49 всадников. Тактическим построением тетрархии был введенный Филиппом II клин, во главе которого находился тетрарх, а по краям и в середине замыкающей шеренги из 13 всадников — старшие всадники.

Иларх, видимо, имел в распоряжении трубача, для передачи команд тетрархам, и гиперета, помощника в управлении илой. Четыре клина строились в боевую линию с такими интервалами, чтобы сохранять возможность маневра и перестроения, которое становилось необходимым, поскольку при атаке на галопе ширина фронта каждой тетрархии увеличивалась. Излюбленным приемом Александра было вывести армию косой линией, стремясь разрушить линию персов своим правым флангом. Персидская конница, стремившаяся охватить неприятеля с правого фланга, встречалась линией ил легкой конницы. В результате персы были вынуждены забирать еще дальше вправо и фактически отрывались от основной боевой линии. Как только это происходило, Александр лично вводил в разрыв тяжелую конницу. Еще в начале IV в. до н.э. возможностей для этих маневров не было: формирования конницы не умели перестраиваться на поле боя и менять направление начавшейся атаки.

Эта выполненная в рельефе небольшая мраморная голова, вероятно, принадлежала изображению Александра. Шея несколько наклонена влево, глаза смотрят вверх, рот приоткрыт — все это характерные внешние черты македонского царя, которые так охотно копировали его преемники; современники Наполеона впоследствии будут так же копировать манеры своего императора.
Эта выполненная в рельефе небольшая мраморная голова, вероятно, принадлежала изображению Александра. Шея несколько наклонена влево, глаза смотрят вверх, рот приоткрыт — все это характерные внешние черты македонского царя, которые так охотно копировали его преемники; современники Наполеона впоследствии будут так же копировать манеры своего императора.

Построение клином давало коннице Александра особенную гибкость, блестяще описанную Курцием Руфом в рассказе о действиях фессалийской конницы в битве при Иссе:

«Справа же персы сильно теснили фессалийскую конницу, и один отряд уже был рассеян их натиском. Тогда фессалийцы ловко повернули коней, возвратились в сражение и учинили большое побоище варварам, настолько уверенным в победе, что они уже рассеялись и сами расстроили свои ряды».

Несколько ил, обычно две, три или четыре, объединялись в гиппархию (hipparchy) под командованием гиппарха {hipparch). Сначала количество ил в гиппархии колебалось, но затем система была стандартизована. Каждый всадник имел для обслуживания лошади конюха, который также мог передвигаться верхом. Конюхи во время сражения располагались за строем илы. Всадники имели собственных лошадей; вступавшие в конницу мужчины обыкновенно подтверждали, что их состояние позволит им приобрести лошадь соответствующего качества. Потери в конском составе восполнялись из специальных армейских запасов. Александр и остальная конница обычно совершали марши пешком, дабы сберечь конские копыта, и всадники садились на лошадей только непосредственно перед боем. Греки использовали очень строгие удила с «ежами», которые могли поранить нежные губы и язык лошадей при слишком сильном натягивании.

Снаряжение конницы

По-видимому, Александр заменил окрашенный в цвет подразделения фригийский шлем на беотийский, выполненный из гладкой бронзы. Шлемы конников на «Саркофаге Александра» и мозаике из Помпеи, судя по всему, имеют указывающие на ранг владельцев знаки, что было обычным в греческой практике. Один из шлемов на мозаике посеребрен, снабжен золотым венком и укрепленным на куполе «хвостом» из конских волос, еще один шлем с этого же изображения сохраняет цвет бронзы и дополнен белым «хвостом» из конского волоса. Один из шлемов на саркофаге также сделан из непокрытой бронзы и украшен белым или серебряным венком. Дополняющие шлемы детали вполне могут быть знаками различия иларха или тетрарха, а также старшего всадника. Известно, что в качестве награды за храбрость Александр пожаловал своим войскам золотые венцы, которые, хотя это и мало вероятно, могли быть трактованы как венки на шлемах (так или иначе, но один венок на трех рассмотренных нами шлемах серебряный). Увенчанную шлемом с венком фигуру на саркофаге украшают еще и браслеты. Подобно золотым браслетам и цепям, служившим знаками различия у персов, браслеты на македонском воине могут также свидетельствовать об определенном ранге изображенного.

Длинное кавалерийское копье ксистон (xyston), древко которого делалось из древесины кизила, часто ломалось в бою, поэтому вместо подтока на нем крепился еще один наконечник. Ксистон не держали наперевес, подобно средневековому рыцарскому кшпью-лэнсу (lance), а кололи им в незащищенное лицо вражеского всадника и в голову лошади. Персидская конница использовала пару более коротких копий, одно было метательным, другое — колющим, но они уступали македонским ксистаиам. Вторым оружием македонца был меч, который носили под плащом на левом боку. В основном меч был колющим оружием; наряду с ятаганными кописами (kopis, kopides) конники использовали и прямые клинки. Всадники-аристократы имели свои собственные богато украшенные мечи, отделанные золотыми накладками и пластинами из слоновой кости, подобно примерам с «Мозаики Александра» и из гробницы Филиппа. Греческая конница в это время щиты не использовала, хотя высшие военачальники обыкновенно имели при себе личных щитоносцев и прибегали к щитам в случае спешенного боя. В одной из стычек во время Балканской кампании Александр приказал «личным гетайрам» и соматофилакам поднять щиты вверх и галопом подняться на холм, чтобы там спешиться и вступить в пеший бой.

Некоторые конники носили только тунику с короткими рукавами, но большинство надевало на нее еще одну — с длинными рукавами. Панцири носили только воины из подразделений тяжелой конницы (гетайры, фессалийцы, союзники). Во время ранних кампаний Александр, видимо из бравады, редко надевал панцирь, и подобное его поведение вполне могло передаться представителям молодой знати из подразделений тяжелой конницы, особенно гетайрам. Обувь была, вероятно, одинаковой для всех воинов конницы; ее покрой хорошо различим на бронзовых изображениях Александра. Мягкий кожаный «носок» удерживается на ноге с помощью ремней.

Использовавшееся вместо седла покрывало имело цвет подразделения и кайму цвета илы. Цвет подразделения, видимо, был пурпурным для гетайров, тем но-пурпурным для фессалийцев, розовым для продромов (prodromoi); приборный цвет илы мог быть зеленым, красным, желтым или иным — но это спорно.

Иногда сверху на тканое покрывало-вальтрап накидывалась шкура пантеры; возможно, такое дополнение было привилегией офицеров. Второе покрывало образовывала целая шкура животного — голова, спина, хвост и лапы. Шкура укладывалась вдоль спины лошади; в области загривка она прорезалась и надевалась на шею, так что маска пантеры смотрела с груди лошади, лапы свисали по бокам, а хвост вытягивался по крупу. Такие шкуры можно увидеть на созданных приблизительно в одно и то же время рельефах из Афин и Серр (Македония). Иногда македонцы использовали персидские покрывала для сидения. Видимо, не будет неправдой сказать, что богато украшенные изделия из Персии были очень популярны среди аристократии и стали в Греции предметом роскоши. Пояс панциря был, вероятно, цвета илы.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *