Питание в Советской Армии

Rate this post

В 14.00 Советская Армия обедала. Обед – дело столь же святое, как утренний чай. К 14 часам пополудни жизнь в вооруженных войсках замирала. Садились на аэродромы истребители и бомбардировщики. Личный состав спешил в столовую, где ждали накрытые столы. На обед подавали горячий суп, на второе – неизменная каша. Третье – кисель (жидкое желе из фруктов) или компот (заваренные в кипятке высушенные фрукты). На обед отводилось 50 минут. Затем полчаса на отдых и 20 минут на приведение себя в надлежащий порядок. Обед закончен – можно возобновлять боевые действия.

Танкисты на учениях
Капитаны А. Артюшенко и Н. Ковалев, учения Сибирского военного округа, ноябрь 1975 г. На черных комбинезонах прикреплены погоны от повседневной формы с блестящими звездочками.

В 15 ч. 30 мин. Начинался второй за день тренировочный цикл. По понедельникам и вторникам в это время замполиты проводили политические занятия. Во вторник и пятницу экипажи работали на технике, пятница вообще часто объявлялась парковым днем, когда все рабочее время занимало техническое обслуживание боевой техники и вооружения. По субботам и воскресеньям личный состав после обеда организованно занимался в свое удовольствие спортом, большой популярностью пользовался футбол.

Денежное содержание рядового солдата составляло 4 рубля 30 копеек в месяц, младшего сержанта – 11 рублей 80 копеек. Деньги тратились на курево и сладости, в то время как выпивку советский солдат всегда мог раздобыть и так.

На личное время отводилось полтора часа в сутки. Личное время заканчивалось в 20 ч 10 мин построением для похода в столовую на ужин. На вечер выдавали по 100 грамм рыбы, 300 грамм картошки или каши, черный хлеб, 20 грамм масла. Так же и утром подавался чай.

Качество пищи во многом определялось степенью расторопности офицеров и дивизий, отвечавших за службы тыла. Продовольственная проблема отравляла жизнь всего советского народа, в армии даже пришлось пойти на создание собственных агротехнических комплексов – военных совхозов. Во многих полках своими силами содержали кур и свиней, выращивали овощи. На сельхозработы отвлекалось до 5% личного состава полков первой линии. Полкам рекомендовалось полностью перейти на самообеспечение по мясу из расчета 15 кг на человека, иначе говоря, полк за год должен был вырастить 28.000 кур.

Еще одним дополнительным источником продовольствия являлись обычные совхозы и колхозы. Офицеры договаривались с руководителями агротехнических ферм о натуральном обмене: труд солдат на продукты питания.

Качество рациона сильно зависело от рода войск. Хуже всего снабжались строительные войска (из расчета 2800 калорий), танкисты и мотострелки снабжались из расчета 3400 калорий, лучше всего – летчики реактивной авиации (5000 калорий).

Роль напитка, который на Западе известен как vodka, в истории армии поистине легендарна: везде сухой закон и всюду пьяные! Ухищрения, на которые шли советские солдаты для добычи и хранения спиртосодержащих жидкостей, заслуживают отдельного исследования. Так, в войсках больше всего любили колесные бронетранспортеры, чем гусеничные боевые машины пехоты. Технические и эксплуатационные свойства техники при этом совершенно не брались в расчет. Просто в камеры колес можно было залить спирт, а в железные траки гусениц спирт как-то не помещался. В ВВС очень любили сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22 – чемпионы по спиртосодержанию. Спирт обычно выделялся для промывки контактов, но тратить драгоценную жидкость на подобные глупости мало кому приходило в голову. Присланное из дома варенье служило отличным сырьем для приготовления браги, а то и самогона, причем в качестве емкостей для приготовления алкоголя использовались баллоны штатных огнетушителей. По количеству потребляемого алкоголя офицеры не то чтобы уступали, а скорее превосходили рядовой состав.

Советские летчики
Советские летчики

1. Пилот истребителя МиГ-21 фронтовой авиации ВВС

Летчик одет в высотно-компенсирующий костюм ВКК-3М. В 60-е годы такие костюмы были обязательными в каждом полете, но затем стали использоваться только для высотных полетов в стратосфере. На голове – гермошлем ГШ-4, также предназначенный для высотных полетов. В сумках синего цвета находится аварийный запас.

2. Пилот истребителя Миг-23 фронтовой авиации ВВС

Летчик одет в типичный для 80-х годов летный комбинезон, на голове – защищенный шлем ЗШ-3. В руке держит кислородную маску КМ-32. Стандартная одежда пилота фронтовой авиации.

3. Техник ВВС в рабочей одежде

Наземный обслуживающий персонал ВВС на аэродроме носил рабочую форму из брюк и куртки черного или серо-голубого, почти белого цвета. Головной убор – берет того же цвета, что и рабочая форма. Рубашку с галстуком технари поддевали под куртку в очень «формальных» случаях.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *