Пикты после битвы

Rate this post

Если битва завершалась победой, пикты преследовали отступающего противника, а затем прочесывали поле боя, разыскивая трофеи. Захватывался обоз противника, его скот. Всех взятых в плен обращали в рабство, с погибших снимали все ценное, отрезали головы. Взятых в плен командиров противника торжественно казнили или приносили в жертву, отсекая им голову или топя в глубоком котле. Если победа одерживалась на территории противника, то всю округу подвергали разорению, местное население также угоняли в рабство. Беда Достопочтенный сообщает, что такое бедствие постигло Нотумбрию после поражения под Даннихеном, когда «множество англичан было убито, обращено в рабство или было вынуждено спасаться бегством». Официально, все захваченные трофеи принадлежали королю, который распределял их между своими сторонниками. Существовали жесткие правила распределения трофеев, соблюдая которые король не рисковал прослыть скупцом в глазах своих воинов и бардов.

Если же пикты терпели поражение, то они быстро рассеивались по округе, уходя от преследования. Хотя известно, что некоторые кельты предпочитали сражаться до смерти, отступить после поражения в открытом бою не считалось позором. Джеральд говорит о валлийцах, которые «хотя были разбиты сегодня, и безобразно бежали, понеся потери, назавтра они снова выступают в поход, ни капли не переживая из-за поражения». У горцев даже есть поговорка «Лучше хорошо отступать, чем плохо стоять». Альтернативой отступлению была гибель. В 672 г. Экгфрих Нортумбрский окружил армию пиктов под Крроном и перебил всех, так что русла двух ближайших рек были заполнены трупами, по которым «нортумрийцы вброд преодолели реки и продолжили преследование».

Кельтская медицина Темных веков находилась на неожиданно высоком уровне. Медики, происходящие из сословия друидов, знали лекарственные растения и умели проводить хирургические операции, в том числе ампутации и трепанации. Тацит сообщает, что кельты уносят раненых с поля боя прямо во врем сражения, а женщины обрабатывают раны.

Победы или поражение, но события битвы в любом случае будут воспеты бардами. Они прославят великих воинов, павших на поле боя, перечислят героические поступки оставшихся в живых. Если воин получал похвалу от барда, его статус резко повышался. Хотя песни пиктских бардов не дошли до нас (косвенно дошли через фольклор горцев), сохранившиеся песни британских бардов показывают, что они любили горестно оплакивать погибших героев и сетовать на проигранные битвы.

Закон о невинных младенцах
Закон о невинных младенцах

Адомнан, аббат монастыря на острове Иона со своей матерью осматривал поле боя между пиктами и нортумбрами. Его внимание привлекла погибшая женщина, у трупа которой копошился младенец, пытавшийся сосать у убитой грудь. Эта сцена настолько потрясла мать аббата, что она настояла на принятии «Закона о невинных младенцах». Этот закон запрещал женщинам служить в армии на любой должности. В 697 г. этот закон ратифицировал синод в Бирре, на котором присутствовал 51 ирландский король и 40 священников.

У кельтов женщины иногда несли военную службу. Примерно 10 процентов женских захоронений содержат в себе оружие. Несколько женщин служило в составе отряда финна. Женщины имели право носить оружие наравне с мужчинами. Воинствующие королевы вроде Картимандуа и Боудикки завоевали свою славу на поле боя. Петроний сообщает о бриттских женщинах-гладиаторах. Даже в Средние века шотландские и ирландские женщины часто служили в армии, особенно на командных должностях.

Так как женщины редко изображаются на пиктских камнях, можно предположить, что у них женщины тоже нечасто встречаются в армии. Но есть и противоположные свидетельства. Наконец, сама история с «Законом о невинных младенцах» заставляет предположить, что у пиктов служба женщин в войске была более распространена, что и создавало определенную проблему.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *