Оружие и доспехи рыцарей на Святой Земле

Rate this post

Поскольку оружейного производства в Утрмере практически не было, все оружие и доспехи доставлялись туда из Западной Европы или захватывалось у противника. На месте изготавливались лишь деревянные, кожаные или матерчатые детали. В 1281 году в греческой крепости Кларанс король Неаполя организовал оружейную мастерскую. До того времени даже наконечники стрел доставлялись из Италии. На Крите железные нагрудники начали изготавливать в 1336 году.

Главным поставщиком оружия и доспехов была Италия, которая с XII века стала доминировать на рынке оружия. Наибольшим спросом Утрмере пользовались кольчуги, хотя в 1205 году генуэзцы перехватили венецианский корабль, везший не менее 1200 щитов, а также большое количество другого вооружения. Оружие и доспехи не только продавались, но и сдавались напрокат. В свою очередь, Генуя закупала большое количество качественных клинков у мусульман, а затем перепродавала их в Европу. В XIV веке Албания и Эпир закупали большое количество оружия в Италии. Так или иначе, в Утрмере циркулировало огромное количество оружия.

Кольчуга плохо защищала от стрел и болтов, пущенных с короткой дистанции. Выяснилось, что от стрел лучше защищают даже простые кожаные доспехи, распространенные на востоке. В конце XIII века начался период экспериментаторства. Для изготовления доспехов пытались использовать самые разнообразные материалы, включая китовый ус, рога, жесткую кожу, латунь и сталь. Встречались и так называемые «мягкие доспехи», пошитые из ткани и кожи. Жесткость коже придавалась с помощью специальной обработки. Сначала кожу размягчали с помощью масла и вымачивали в холодной воде. Затем размягченную кожу натягивали на форму и сушили при повышенной температуре. Такая кожа называлась cuir-bouilli.
Средневековые пластинчатые доспехи исследовались современными технологами. В пластинках обнаружены ферритовые зерна, что однозначно свидетельствует о горячей ковке. Один шлем XIV века явно изготовлен из мягкой стали, раскаленной до 500 градусов. Однако большинство доспехов того времени изготавливались из железа. Толщина пластин колебалась от 3 мм (шлем) до 2 мм (нагрудная пластина) и 1 мм (поножи и поручи). Таких доспехов хватало, чтобы защитить человека от смерти, но не от ран. Эксперименты показали, что для изготовления средневекового меча требуется 200 человеко-часов работы, а на изготовление полного кольчужного комплекта и вовсе уходило несколько недель. Разумеется, оружие и доспехи стоили баснословно дорого.

Изменение в вооружении рыцарей привело и к изменению в доспехах. Арно Гильом де Марсан так описал французского крестоносца конца XII века:

“У меня есть хороший боевой конь, именно такой, какой нужен. Возьми коня и доспехи, и копье, и меч и кольчугу и сюрко. Удостоверься, чтобы все предметы были надлежащего качества. Поставь на коня хорошее седло, взнуздай его хорошей уздой. Ничего лишнего. Пусть на потнике будет та же эмблема, что и на щите и вымпеле. Погрузи запасную кольчугу на вьючную лошадь и держи оружие выше, чтобы оно блестело. Пусть твои слуги будут рядом с тобой”.

В поэме Les Chetifs, датируемой концом XII века, упоминается о clavain – стеганом оплечье. Этот клавен надевали на кольчугу. Экипировку завершали поясной ремень, меч, кинжал-мезерикорд, копье и щит. В то же время кольчужный подшлемник составлял одно целое с кольчугой и имел кожаную или стеганую подкладку. Созданная примерно в то же время поэма Beatrix открывает новые детали. В поэме говорится о щитах с накладками, шлемами, изготовленными из четвертин, чулках-шосс со шнуровкой и “турецком” (turciose) куафе, стеганом и отделанном дорогой тканью. Известны седла с украшением из слоновой кости и войлочным потником. Для рыцаря было важным, чтобы ноги прочно фиксировались в стременах. Кольчуги того времени весили до 25 кг. Опыты с кольчугами позволили заключить, что они почти не мешали движениям и почти не накалялись под лучами солнца. В конце XII века доспехи стали дополнять различными декоративными элементами, надеваемыми на тело или голову.

Ценным источником информации о вооружении и доспехах XII века служит “Закон Тамплиеров”. Там упоминаются кольчуга, железные шоссы, шлем или шишак, оплечье-эспальер, ботинки-солереты, и стеганый жюпо-дармер, надеваемый на кольчугу. Оружие – щит, копье, меч, турецкая булава и кинжал. При себе рыцари имели еще два ножа. Нижнее белье состояло из двух рубах, двух пар штанов, носков и пояса. В двух мешках хранились стеганые доспехи и ночная сорочка. В кожаном мешке хранились кольчуга, шапка и чепец. Доспехи, обычные для Утрмера, описаны и арабами:

«Его доспехи и упряжь были полными,
Все его тело и круп коня покрывало железо.
Его седло и ножны его меча были из золота,
А на его груди висел идол (распятие).
Он держал в руке копье, этот всадник,
И быстро скакал к Мелику (мусульманский герой поэмы)».

Различные виды стеганых доспехов использовались и самостоятельно, особенно в тех случаях, когда воин из-за ранений не мог носить тяжелую кольчугу. Изменения, затронувшие доспехи во второй половине XIII века, лучше описаны в итальянских источниках. В 1260 году, например, от наемника требовалось, чтобы он имел кольчугу, кольчужные шоссы, шлем с полями, кирасу или пластинчатый нагрудник, копье и щит. Известен текст контракта с наемником, заключенного в 1277 году. В контракте от наемника требуется наличие хорошего боевого коня, доспехи, поножи, горжет, шлем, щит, кинжал и копье. В 1283 году даже неблагородный воин анжуйской армии имел легкий шлем cerveliere, оплечья epauliere, железный горжет, меч и кинжал. Практически также были экипированы и рыцари Утрмера в конце XIII века.

Доспехи и оружие крестоносцев, 1190 г.
Доспехи и оружие крестоносцев, 1190 г.

1. Рыцари на Святой Земле носили традиционное европейское платье, доспехи и оружие. Единственная местная особенность – тюрбан, обмотанный вокруг шлема.
2a. Сегментный шпанген-тюрбан с широкой назальной пластиной.
2b. Шлем изнутри, видна кожаная подкладка.
2c. Шлем в разрезе, виден амортизатор.
3a. Кольчужный подшлемник с лицевым клапаном. Видна кожаная покладка и завязки.
3b. Подшлемник вид сбоку. Лицевой клапан поднят.
4a. Стеганый гамбезон.
4b. Египетская хлопчатобумажная тесьма, которой отделан нижний край полы гамбезона.
5. Рукавица кольчуги, видна холщовая ладонь с разрезом.
6. Образец рисунка европейской ткани XII-XIII в.в.
7a. Стеганые шоссы с кольчужной подкладкой, надеты поверх обычных шерстяных брюк. За штанину засунут кинжал.
7b. Простые кожаные подошвы шоссов.
8a. Золотая шпора, вид снаружи.
8b. Вид сверху на крепление шпоры.
9. Украшенная наружная и гладкая внутренняя стороны металлического наконечника ножен меча.
10a. Наружная сторона деревянных ножен.
10b. Внутренняя сторона ножен.
11. Фрагменты украшений ножен.
12a. Поясный ремень из невыделанной кожи, показано крепление ножен к поясу.
12b. Детальное изображение схемы подвязки ножен к поясному ремню.
13a. Позолоченная рукоятка меча.
13b. Вид сбоку на рукоятку меча.Виден кожаный ремень, оплетающий рукоятку.
13c. Разрез через рукоятку, виден стальной язык и кожаная оплетка.
13d. Головка рукоятки в форме звериной головы.
13e. Еще один разрез через рукоятку.
13f. Язык клинка, видны вырезы, с помощью которых фиксируется рукоятка.
14a. Наружная сторона деревянного щита с железной накладкой.
14b. Щит в разрезе.
14c. Внутренняя сторона щита.
14d. Крепление ремней с внутренней стороны щита.
14e. Вертикальный профиль щита.
15. Наконечник щита.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *