В организации, подготовке и оснащении средневековых исламских армий играли большую роль военные смотры — арды. Во время смотров командиры получали возможность проявить свои способности, а правителям оценить размер и состояние своей армии. Жалованье в мусульманских армиях росло по мере роста профессиональной армии и сокращения ее численности. Конница получала двойное или тройное жалованье по сравнению с пехотой, поскольку коннице требовалось поддерживать в порядке лошадей и упряжь. Гвардия получала еще больше. В то же время различие в сумме жалованья между простыми солдатами и командирами было не столь значительным.
Ранняя армия аббасидов требовала колоссальных расходов. Но экономические проблемы заставили аббасидов и их преемников с IX века искать средства для выплаты жалованья. Первоначально деньги пытались получить, собирая налоги с крестьян. Позднее возникла система ленных владений — икта. Территория, дававшая определенный доход, передавалась в пользование тому или иному командиру, который должен был получаемые доходы тратить на содержание отряда заданной численности.

Где взять денег на жалованье солдатам было головной болью для всех исламских правителей. Позднее, когда в армии увеличилась доля кочевников, добавился вопрос о том, как обеспечить животных фуражом и пастбищами. Но все же деньги были основной проблемой для всех исламских государств. Деньги получали собирая налоги с крестьян и выплаты с городов. Города в большинстве государств добивались все большей самостоятельности, особенно, если правитель жил вместе с кочевниками. Автономия городов привела к тому, что на протяжении полутора столетий исламский мир испытывал культурный и научный расцвет.
Каждое государство создавало свою собственную систему управления, хотя государство Аббасидов оставалось главным образцом и примером для последователей. Военные и гражданские элиты были максимально изолированы друг от друга, причем военные семейства обычно селились в определенных пригородных кварталах. Традиционной для мусульман была десятичная система организации войска. Амир командовал 10000 воинов, каид — тысячью, накиб — сотней, ариф — десятком. Однако старая аббасидская армия прекратила свое существование в 936 году. Армии новых государств состояли из полков, возглавляемых самостоятельными амирами. Образцы лояльности отличались от тех, что были приняты в Европе. Амир самостоятельно искал работу для своего полка, а простые гуламы служили своему командиру, а не государству. В таких полках преобладала конница, но иногда конница дополнялась пехотой. Существовали отряды различных технических специалистов, хотя трудно сказать, как подобные отряды действовали в самой системе. Например, манджаникийны — члены расчета мангонели, имелись в большинстве городов и крепостей. Ими также командовал амир. То же можно сказать и про нафанунов — “огнеметчиков”. Знаменитая полевая медицина аббасидов пришла в упадок, но все же присутствовала в некоторых лучше других организованных армиях.
Хотя аббасидские традиции считались идеалом, повсюду возникали местные вариации. В иранских областях в IX-XI веках внезапно возродилась доисламская персидская военная терминология. Например, салар или сипа-салар означало “командир”, испабад — “главнокомандующий”, саранг — “младший командир”. Быстро пресекшаяся династия Саффаридов (867-903) проводила военные смотры во время навруза — персидского Нового года. Барабаны сзывали воинов на плац, где проходил смотр, командиры проверяли состояние экипировки, каждый воин заносился в списки личного состава (диван), рядом указывалось его физическое состояние, как это делалось в доисламском Иране Сасанидов. Соперничающая с Саффаридами династия Саманидов (874-999) также помнила о своих иранских корнях, но в последние годы правления династии фактическая власть перешла к тюркскому полководцу, который выбрал себе пышный арабский титул амир аль-умара аль-муайяд мин аль-сама, “полководец полководцев, поддерживаемый небом”.