Исламский костюм и униформа халифатов

Rate this post

Исламский костюм был более функциональным, нежели формальным. Различия наблюдались в цветах, покрое и качестве ткани. Но так как раннее исламское общество еще не имело жесткого разделения на классы, бедные сословия постоянно старались сравняться в одежде с богачами, а те постоянно выдумывали новые фасоны, которые выделяли бы их. На протяжении IX – XI веков политическая и военная элита предпочитала одеваться в иранском, нежели арабском стиле. На юге Аравии сохранялся старинный доисламский стиль одежды, в чем-то напоминающий индийский стиль.

Использовались различные ткани. Хлопок рос на Ближнем Востоке с доисламских времен, лен выращивали в Египте, Сирии и Тунисе, постоянно расширялось производство шелка. Повсеместно использовалась шерсть. Сохранившиеся до нас ткани показывают различные цвета и вышивку, хотя красители часто бывали очень дороги. Наиболее распространенным украшением на исламской одежде был тираз — надпись, вышитая на рукаве. Первоначально тираз появился как деталь придворного одеяния. Обычно надпись представляла собой бисмилля — призывание бога, а также благословения в адрес халифа. Украшения вокруг тираза колебались от очень скромных до необычайно пышных.

Армия Бувайхидов
Армия Бувайхидов (середина XI – конец XI века). Старший командир полка гуламской конницы и младший конный гулам.

Обычай не поощрял использовать в одежде ткани разных типов и контрастных цветов. Высоко ценилась утонченность. Простая шерстяная одежда была принадлежностью “борцов за веру”. Некоторые религиозные учения запрещали носить шелк, так как одежду из этой ткани считали принадлежностью рая. Все же для солдат делалось исключение, так как шелковая одежда в какой-то мере защищала раны от инфекции. Исламская традиция считала, что наиболее подходящий цвет для мужчины — белый. Этот же цвет был цветом похорон. Павших в бою хоронили в той одежде, в какой их застала смерть. Зеленый цвет связывался с раем, пророком Мухаммедом и самим исламом. Считалось, что черный цвет защищает человека от “дурного глаза” и зависти. Красный был цветом шайтана, но также связывался с любовью и войной, он считался приемлемым для воинов и женщин. Желтый связывался с гедонизмом, хотя желтый тюрбан был признаком потомков первых сторонников Мухаммеда.

Головной убор также говорил о многом. Наиболее распространенными типами головных уборов были колпак и тюрбан. Тюрбан можно было намотать несколькими способами. Калансува представляла собой сравнительно жесткую шапку из ткани или меха, иногда стеганую. Калансува тавила — “длинная калансува” — была выше. Иногда ее также называли даннийя, так как она напоминала кувшин для вина — данн. Калансува шашийя или просто шашийя представляла собой невысокий головной убор, происходящий из Трансоксании. Такие шапки часто носили солдаты, иногда используя их в качестве подшлемника.

Церемониальная военная одежда не могла считаться униформой. Речь шла о степени великолепия, например, золотая ткань на тюрбане, часто украшенная драгоценными камнями. Почетная мантия, которую давали успешным военачальникам и командирам, представляла собой комплект, куда помимо самой мантии входили тюрбан, ожерелье-тавк и декоративная конская упряжь. Сама мантия представляла собой традиционую арабскую дураа с тесьмой и пуговицами из золота или жемчуга. В дальнейшем арабская просторная дураа уступила в XI веке место более облегающей персидской каабе с коротким рукавом. Искусно сделанная конская упряжь была одним из признаков принадлежности к военному сословию. Арабскую одежду носило простонародье и воины арабского происхождения, действовавшие на границе. Среди других видов военной одежды следует упомянуть легкую и почти прозрачную летнюю гилалу, кафтан с короткими рукавами, короткую льняную рубаху луббаду или хайз, а также шаровары сирвилл.

В период правления халифа Мутаваккила (848 – 861) солдаты носили светло-коричневые плащи, которые, возможно, играли роль камуфляжа. Кроме того, в это время черный цвет считался официальным цветом и символизировал собой верность династии Аббасидов. В детальном описании парада полков аббасидской гвардии, составленном византийским послом в 917 году, упоминаются кожаные щиты (дарака), деревянные щиты (тур), парчовые халаты (дураа), шлемы (худ), остроконечные шляпы (калансува) поверх небольших колпаков (вакайят), которые также могли выступать в роли подшлемников, ожерелий (килада), указывающих на должность, луки (кавс) и топоры (табарзин).

Гуламы Газнавидов в 1031/32 гг. проходили парадом в парчовых халатах кааба. У половины гуламов были серебряные булавы и поясные ремни, а тюрбаны закручены в форме двух рогов, у другой половины шляпы украшались перьями. На поясных ремнях подвешены колчан, ножны и саадак. В руках они несли лук и три стрелы. Три сотни гвардейцев носили дорогую одежду, перепоясанную позолоченными ремнями. Их оружие состояло из позолоченных булав, причем у 60 воинов булавы украшались драгоценными камнями. В Египте правитель Хумаравай из династии Тулунидов (883 – 895) показал свою преданность аббасидскому халифу, облачив свою охрану в черную одежду, причем и сами охранники были чернокожими. Фатимиды избегали черного цвета из-за этой ассоциации с Аббасидами, зато ввели ношение одежды из золотой ткани.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *