Другие пехотные формирования янычар

Rate this post

Роль пехоты в румынских княжествах позволяет пролить свет на малоизвестный аспект османской военной организации. Поскольку Молдавия, Валахия и Трансильвания весьма долго сохраняли свою автономию, их доосманские войсковые традиции продолжали развиваться. Во всех этих трех регионах местные правители обладали прекрасной пехотой, которую сами создавали, тренировали и экипировали. Состав пехотных подразделений был разнообразен — от профессиональных итальянских наемников до обновленной городской милиции.

Вооружение было типичным для пехотинцев и включало в себя в том числе и копья с крючьями, которые использовались против конницы. Этот тип оружия у них вскоре переняли янычары. В то же время пешие лучники, вооруженные составными луками азиатского типа, постепенно вытеснялись стрелками из мушкетов, мастерски владевшими приемами партизанской войны. Валахия и Молдавия продолжительное время вербовали профессиональных пехотинцев, вооруженных огнестрельным оружием, среди представителей различных народов — от болгарских христиан на юге до сербов на западе и поляков и казаков на севере. Ощущалось и османское военное влияние, например, пешая милиция дорубантов основывалась на турецких дербентчи, или «пограничниках».

Османская империя на Балканах унаследовала ряд других интересных военных формирований. Например, экс-византийские каталонские наемники или их потомки упоминаются некоторыми источниками в 1380-х гг. среди солдат Османской империи. Европейские арбалетчики (либо вассалы, либо наемники) и вооруженная топорами генуэзская пехота были вовлечены в гражданскую войну в империи в 1421—1422 гг. Евреи и мусульмане совместно отражали атаку итальянцев на остров Хиос в 1599 г., поскольку только им, а не греческим христианам, было позволено находиться в стенах местной цитадели.

Далее на север многие боснийские еретики-богомилы, подвергавшиеся гонениям со стороны христиан, помогали османам в их войне со своими притеснителями. Кое-где османы использовали в качестве гарнизонов местные силы, избегая распыления своих собственных сил. Греческие мартолы, например, первоначально были византийскими иррегулярными формированиями. В нач. XV в. османы уже знают их как низам («истинных солдат») и возлагают на них задачу держать под контролем клефтов — греческих горных разбойников. На протяжении XVI в. мартолы составляли существенную часть гарнизонов в Сербии, Боснии, Герцеговине и даже в Венгрии. К XVIII в. в их распоряжении были мушкеты, пистолеты, мечи и кинжалы. Возглавляли их наследственные капитаны. Греческих церковных иерархов охраняли собственные отряды — капы. Прежнее конное ополчение мюсселем в конце концов превратилось в малоэффективную пешую милицию, но имело свою организационную структуру, напоминавшую оджак.

Поздняя пешая и конная добровольная милиция генюллюйян состояла из мусульман и христиан, несла службу в местных крепостях и оплачивалась за счет местных налогов. На протяжении многих лет османское правительство запрещало райя (гражданской части населения) приобретать огнестрельное оружие. Даже дербентчи из вспомогательных подразделений не могли этого сделать до тех пор, пока не проявилась угроза со стороны разбойников, уже имевших в своем распоряжении ружья. Организованные османские дербентчи появились в сер. XV в. Первоначально в их состав входили христиане-мартолы, йёрюки — тюркские кочевники-скотоводы, туркоманские племена из Анатолии, а также балканские войнуки. Они были организованы в отряды по 25—30 человек и несли гарнизонную службу в небольших фортах в стратегически важных или неспокойных территориях. Эта система расширялась по мере ослабления центральной власти. Дербентчи можно было встретить даже в автономном Крымском ханстве, к северу от Черного моря.

Крымские татары также располагали немногочисленной пехотой, вооруженной мушкетами. Некоторые были настолько бедны, что им не хватало средств на собственную лошадь. Другие входили в элитную группу, состоявшую из 20 отрядов секбан — верховых пехотинцев, которые набирались среди сельских жителей Крымского полуострова.

Другие формирования янычар
Другие формирования янычар

1. Левант, конец XVI в.

Точная униформа корпуса левант так и не была установлена — возможно, потому, что ее никогда не существовало. С другой стороны, некоторые детали одежды на изображениях из османских манускриптов, вероятно, ассоциировались именно с левантами. Наиболее очевидной из них была необычная форма шапки, поля которой разрезаны на четыре клапана. Подобные шапки также носили артиллеристы и выходцы с Балкан, однако только пехотинцы подвязывали кверху два передних клапана. С другой стороны, подобная одежда была типичной для балканских провинций Османской империи. Единственные типично турецкие детали — это его мушкет и тирпан.

2. Азап, XVI-XVII вв.

Азапы, в отличие от левантов, имели свою униформу, хотя о ней до нас дошло значительно меньше информации, чем об униформе янычар. Они носили небольшие, плотно обвязанные тюрбаны и такую же доламу, как и янычары. Некоторые манускрипты позволяют предполагать, что азапы носили зеленые халаты, поэтому можно говорить о некотором разнообразии в цвете. Вооружение этого солдата отражает влияния, которые испытывала османская армия. Его алебарда тебер похожа на те, которые использовались в странах западного Средиземноморья. Форма щита определенно указывает на балканское или восточноевропейское происхождение, в то время как шашка (сабля без гарды) заимствована на Кавказе.

3. Секбанбаши — офицер корпуса секбан

Офицер секбан носит иной тип толстого кожаного плаща с воротником с крыльями. Он также украшен металлическими бляхами. Устрашающего вида плеть камчи за поясом, возможно, использовалась для поддержания дисциплины в подразделении. Однако более вероятной представляется версия о том, что она является пережитком тех дней, когда секбаны и на самом деле были «смотрителями охотничьих собак султана», и плеть как таковая может быть символом занимаемой должности.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *