Слово «газават», несмотря на тот смысл, который ему придают современные журналисты, никогда не означал «Священную войну» со всем миром. Этот термин означает борьбу за усиление духа ислама прежде всего в самом себе, в своей семье ну и в окружающем мире, если смотреть на это с внешней стороны. Омар Великий (“Umar), второй халиф ислама, прославился установлением норм и правил поведения для воинов, хотя в основном они базируются на строках Корана. Удивительно, но в большинстве своем инструкции замечательно схожи с военными руководствами Византии, как, например, «Стратегикон».
Военные походы тщательно планировались и координировались. Добровольцы призывались из конкретных племен, но служили в организованных единых армиях, а не родовых отрядах. Солдаты собирались в назначенных пунктах обычно возле Медины, первой столицы нового мусульманского государства, перед тем, как армии направлялись туда, куда решит халиф. Есть очень мало данных о составах отрядов первых мукатилов (muqatila – «бойцы»), действовавших в ранний период. Несколько семейств шло с армией, чтобы наблюдать за стадами скота, перегоняемого как запас продовольствия, для заботы о раненых и поддержки морального духа, но их никогда не было слишком много. Родовая структура была основанием военной организации воинов, выставленных и экипированных за счет своего племени. И когда Омар посетил Сирию, солдатам было приказано представляться от имени их аширов (“Ashira – племен, родов). Одновременно в армии существовало объективное деление воинов на кавалеристов и пехотинцев, поскольку они использовались в различных тактических действиях независимо от их родоплеменной организации.

Об организации командных структур ранней мусульманской армии известно гораздо меньше, чем про византийскую армию. И дело здесь, возможно, не в отсутствии источников, а в том, что мусульманское командование было пока еще плохо организовано. Вали (Walis – провинциальные губернаторы) отвечали за подготовку и организацию региональных отрядов, ведя строгий учет своих затрат и выставляя их на войну от своих провинций. Эти же вали осуществляли дележ добычи, приобретенной в походе, оставляя себе одну пятую часть для административных нужд. Структура армий, вероятно, в основном повторяла византийскую армию. Эмир (старший офицер) назначал командиров отрядов или командиров подразделений, известных как умара аль табия (umara al tabiya), которые, в свою очередь, отдавали распоряжения умара аль ашарам (umara al ashar – «командир десятка»). Другие разряды офицеров включали ашаб аль райат (ashab al rayat -знаменосцы), куввады (quwwad – «лидеры») и руас аль кабаил (ru’us al qaba “il – «родовые вожди»).
Система управления войсками не ясна, но, вероятно, команды шли от эмира к командирам отрядов, командирам десятков, знаменосцам, куввадам и, в конце концов, к вождям племен. Есть свидетельства, что командование на уровнях родов в мусульманской армии было командованием самого низшего звена. Продвижение в званиях во многом зависело от лояльности к исламу. Например, известно, что Омар однажды воспротивился назначению командиром одного из лидеров противоположной стороны в годы Войны Ридда, заявив, что тому нельзя поручать командование более, чем 100 воинами. С другой стороны, Омар позволил своему командующему консультироваться с указанным воином, но только в военных вопросах. Каждое арабское племя выставляло не единый контингент, а несколько ираф (“irafa – наемный отряд), командиров которых также можно рассматривать как офицеров на поле боя.
Немного больше известно о мусульманской коннице (Khayl), чем о пехоте. Фари-зы (Faris – наездник), вероятно, более походили на сасанидских конников, а не на их византийских коллег. Организационно они делились по родоплеменному признаку, формируя в армии один или несколько ка-тибов (qatiba – эскадрон). Более мелким подразделением мусульманской конницы был курдус (Kurdus). В описаниях фигурируют и другие конные подразделения, численность которых весьма туманна – муджарра-да (mujarrada – «боевая группа»), талия и сария (tali’a и sari’a – «разведка» и «набеговая группа»), джарида (jarida – независимый политический лидер с отрядом, совершающий самостоятельный рейд) и рабита (rabita – мобильный конный гарнизон, оставленный в завоеванном городе).
Среди различных видов знамен выделим два основных типа: лива (liwa’) был флагом командования, в то время как райа (гауа) служил личным флагом рода или племени. Знаменосцы выбирались из самых надежных вождей рода и иногда носили тюрбаны такого же цвета, как их родовое знамя. Каждое племя имело свое собственное знамя еще в домусульманские времена.
И, несмотря на то, что ранние халифы не рекомендовали использовать флаги, кроме тех, которые непосредственно утвердил пророк Мухаммед, Абу Бекр приказал командирам в Сирии назначить специальные знамена каждому подразделению. Например, отборный отряд мухаджирунов (Muhajirun) использовал в бою не свое родовое знамя, а желтый флаг с белыми, зелеными и черными знаками. Тут следует заметить, что полумесяц в те годы еще пока не был мусульманским отличительным символом, он ассоциировался с языческими лунными богами юга Аравии или с Сасанидами.
Ата (Ata – система оплаты) в период завоевания Сирии в мусульманском войске находилась в зачаточном состоянии. В конце похода воин получал свою долю фай (fay – добыча), причем, доля кавалериста втрое превосходила долю пехотинца, поскольку и расходы его были выше.