«Если бы мы знали о культуре древнего Ирана столько же, сколько мы знаем о Египте или Вавилоне, или столько, сколько, сколько знаем об Индии или Китае, наше представление о культурном развитии Азии коренным образом отличалось бы от того, что существует сейчас. Те немногие надписи на старо-персидском языке, что дошли до нас, а также религия Авесты не позволяют составить нам адекватную картину иранской жизни и цивилизации. Хотя классические авторы в какой-то мере дополняют этот фрагмент, любая попытка реконструкции, даже с привлечением всех доступных источников, остается неудовлетворительной» (Бертольд Лауфер, «Сино-Ираника», 1919).

Следует подчеркнуть, что несмотря на прошедшее со времени написания приведенной цитаты прошло сто лет, история и археология персидской династии Ахеменидов до сих пор находится в зачаточном состоянии. На эту тему написано всего несколько статей. Поэтому все, что написано ниже, представляет собой субъективную и условную интерпретацию. Реконструкция придворных костюмов произведена с учетом эламитских, месопотамских и мидийских источников. Официальная одежда, которая непрерывно изменялась на протяжении более двух столетий существования империи, представлена здесь на основании отбора данных из упомянутых выше источников. Изучение царской и воинской одежды в наше время до сих пор совершенно не развито, хотя отдельные работы на эту тему уже начали появляться. Здесь будет подробно рассказано о том, как эволюционировала военная и официальная одежда на основе фактов военной истории Персидской империи.
Эламитское царское платье
Наиболее раннее изображение царя обнаружено в старом императорском дворце в Пасаргадах. Крылатую фигуру на воротах R интерпретируют или как крылатого гения или как идеализированный портрет Кира Великого, возможно, перед нами изображение царской Фортуны. Последние две интерпретации наиболее вероятны, так как фигура изображена в короне и эламском царском платье. «Головной убор состоит из трех пучков тростника, каждый из которых увенчан солнечным диском и украшен страусиными перьями. Три солнечных диска с концентрическими окружностями лежат в основании пучков. Тело человека покрыто длинным платьем с каймой, перекинутым через правую руку. Горизонтальная и вертикальная кайма проходит на фоне узкого ряда розеток. Каждая розетка имеет восемь лепестков и восемь небольших чашелистиков» (David Stronach, ‘Pasargadae’, 1978). Корона имеет своим прообразом египетскую корону, попавшую в Персию через Сирию и Финикию.
Эламитское царское платье использовалось вплоть до конца правления Кира Великого. В так называемой клинописной «Хронике Набонида», касающейся истории Вавилона интересующий нас период, описан случай, который произошел 15 марта 538 г. до н.э. во дворце во время церемонии коронации Камбиса – соправителя Кира. Бог Набу считался визирем вавилонского пантеона. Церемония предусматривала, чтобы вавилонский царь при коронации получил скипетр Набу. Здесь, к сожалению, текст поврежден, но по интерпретации Оппенгеймера, жрец бога Набу отказался дать Камбису жезл, так как тот был облачен в эламитское платье. Далее в хронике упоминаются копья и колчаны. В Вавилоне очень не любили эламитов, так как те оставили о себе плохую память из-за жестокостей, творимых во время оккупации.
Вероятно из-за этого случая в дальнейшем эламитское платье быстро вышло из употребления, уступив место так называемому ахеменидскому платью. Арриан описывает тело Кира, лежащее в золотом саркофаге. Одежды покойного состояли из кантуса – мидийского плаща, вавилонской туники, анаксирид – мидийских штанов. Одежда была гиацинтовой (т.е. темно-синего) и пурпурного цвета. Дополняли одеяние ожерелье, акинака (кинжал) и золотые серьги с драгоценными камнями. Очевидно, вавилонская туника и была «ахеменидским платьем», то есть новая одежда появилась еще до смерти Кира. Ахеменидское платье носил сам царь и его воины, но происхождение нового типа одежды неизвестно. Некоторые считают, что и эта одежда происходила из Элама, другие полагают, что это была персидская одежда.
