Спартанские хитоны и плащи

Rate this post

Хитон
Основным предметом одежды был хитон (chiton). В архаический период хитон представлял собой относительно толстое шерстяное одеяние. Однако в классический период ( V – I V вв. до н.э.) он стал тоньше, и вместо шерсти иногда стал использоваться лен. В V в. до н.э. широкое распространение получил новый тип хитона — эксомида (exomis). Первоначально оставлявшая свободной правую руку эксомида была одеждой ремесленников, но после того, как в V в. до н.э. панцирь вышел из употребления, лакедемоняне стали использовать эксомиду в качестве военной одежды. Эксомида была с двумя рукавами, но правый рукав можно было спустить, освобождая правое плечо. Это позволяло свободно действовать оружием во время сражения. У Плутарха в биографии спартанского царя Клеомена III (37, 2) рассказывается, как это делалось: надевая свой хитон, он распустил шов на правом плече. Очевидно, когда человек хотел надеть хитон в два рукава, он зашнуровывал шов обратно. С течением времени кроваво-красная эксомида в подражание лакедемонским воинским обычаям стала использоваться во всех армиях греческих государств.

Плащ

Греки носили плащи двух типов — гиматион (himation) и хламида (chlamys). Оба они были прямоугольными по форме, но гиматион был значительно длиннее. Его носили, обернув вокруг тела. Хламида перебрасывалась через левое плечо и фиксировалась застежкой-фибулой над правым. Гиматион был весьма популярен в архаический период, затем его значительно потеснила хламида, которая позволяла чувствовать себя гораздо более свободно. Она была более удобна для путешествий, охоты и других занятий, требующих свободы движений.

Хламиду обычно надевали поверх хитона. Гиматион носили и без нижней одежды. Лакедемоняне на протяжении всего классического периода сохраняли традиционную форму гиматиона, так и не заменив его хламидой.

В битву плащ обычно не надевали. Его использовали только вне службы или в мирное время. Подобно другим предметам одежды, используемым лакедемонянами, плащ был выкрашен в кроваво-красный цвет. Когда землетрясение 464 г до н.э. nory6ило большое количество спартанцев и илоты подняли восстание, спартанцы послали Периклеида в Афины за помощью. Там он сидел «как смерть бледен в плаще кроваво-красном» (Аристофан, Лисистрата, 1140).

Лакедемонский гиматион назывался трибома (trihome). В греческих текстах трибома зачастую описывается словом phaulos, т.е. «плохой», что часто переводят как «короткий». На самом деле, судя по изображениям, он был длинный, но тонкий. Мальчики, проходившие обучение, должны были носить такой плащ зимой и летом, чтобы привыкнуть к холоду (Ксенофонт, Лаконская полития, 2, 4).

Взрослые также носили тонкий плащ круглый год, чтобы показать свою физическую силу и закалку Судя по дошедшим до нас свидетельствам, Агесилай всю зиму 362 г до н.э. проходил в одном плаще (Плутарх, Агесилай, 32,4), Распространенным обычаем было носить плащ, не стирая его. Этим его обладатель демонстрировал, что у него имеется только один плащ, который он и носил весь год. Наряду с другими характерными типами лакедемонской одежды, трибома была перенята теми греками, кто восхищался лакедемонянами и подражал их стилю жизни. В частности, в Афинах трибому носили философы и их ученики. Ксенофонт (Меморабилии, 1, 6, 2) описывал Сократа одетым в тонкий плащ «как зимой, так и летом». Аристофан («Птицы», 1281-1283) так высмеивал помешавшихся на лакедемонянах молодых людей: «длинноволосые, голодные, немытые, с клюками ходят по-сократовски».

Первая битва при Мантинее, 418 г. до н.э.
Первая битва при Мантинее, 418 г. до н.э.

На иллюстрации изображены воины, отдыхающие после первой битвы при Мантинее. На рис. 1 изображен лакедемонский гоплит. Воин пьет из своей походной чаши-котона (kothon). Позади него стоит младший командир (рис. 2). Его шлем-пилос украшен гребнем, форма которого заимствована у одного из изображений из Спарты. Неизвестно, все ли воины насили гребни на шлемах-пилосах в особых случаях или во время битвы, или же они использовались в качестве знаков различия. Хотя ни одного лакедемонского образца не сохранилось, существуют изображения шлема-пилоса с поперечным гребнем. Они, несомненно, должны толковаться как символы старших военачальников. В данном случае таковым является персонаж на рис. 3. На земле лежит щит убитого мантинейца.

Во фрагменте поэмы Вакхилида сказано: «Мантинейцы носят трезубец на бронзовых щитах». Трезубец был символом Посейдона – бога-покровителя Мантинеи. Содержание поэмы, видимо, передает список греческих войск, собранных для какой-то битвы. Год смерти Вакхилида неизвестен, но мы знаем, что его последняя поэма датируется 452 г. до н.э. Едва ли он долго жил после этого. Это первое литературное свидетельство об использовании символа государства в качестве эмблемы на щите. Датируется оно, видимо, 475-450 гг. до н.э. Форма трезубца повторяет ту, которая известна по изображениям на мантийских монетах V-IV вв. до н.э.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *