Спартанцы на войне

Rate this post

Ксенофонт детально описывает ведение войны спартанцами (Лаконская полития, 11-13). Очерк, приводимый ниже, основывается на этом историческом свидетельстве.

Войско мобилизовывалось по приказу эфоров, которые призывали на воинскую службу воинов старшей возрастной группы. Перед выступлением войска из Спарты царь приносил жертву Зевсу Агетору («Предводителю») и другим богам. Если жертвоприношение было благоприятным, то так называемый «носитель огня» брал огонь с алтаря и шел впереди войска к границе. Прежде чем перейти ее, царь вновь приносил жертву Зевсу и Афине. Затем все лакедемоняне собирались перед царским шатром, чтобы всем вместе выслушать поэмы Тиртея (Ликург, Против Леократа, 107). Носитель огня шел впереди войска с неугасимым огнем, зажженным на жертвенном алтаре.

Лаконская бронзовая статуэтка воина из Додоны.
Лаконская бронзовая статуэтка воина из Додоны.

Если исключить религиозные соображения, эта практика гарантировала возможность в любой момент приготовить для войска пищу. Носитель огня сопровождался жертвенными животными. В их числе было и стадо овец, вожаком которого была коза, называемая катойадой (Павсаний, IX, 13, 4).

Если жертвоприношение должно было совершиться утром, то царь всегда проводил церемонию перед рассветом. Это делалось для того, чтобы первыми получить расположение богов. Царю во время жертвоприношения прислуживали два эфора, сопровождавшие его в походе, а также полемархи, лохаги и пентекостеры, стратиархи (stratiarchai) различных отрядов наемников, командиры обоза и командиры союзнических контингентов. По завершении ритуала цари отдавали приказы старшим командирам на текущий день.

Для передачи приказов существовала отлаженная схема. Фукидид (V, 66) сообщает, что во время битвы при Мантинее царь Агис отдавал приказы полемархам, которые передавали их лохагам, те — пентекостерам, пентекостеры — эномотархам, а последние, наконец, объясняли своим эномотиям, что следует делать. В 418 г. до н.э. приказы передавались по вертикальной иерархической структуре. Вероятно, с введением моры эта структура претерпела изменения. В 395 г. до н.э. Павсаний оказался с лакедемонским войском в Беотии. Узнав о гибели Лисандра под Галиартом, он созвал вместе полемархов и пентекостеров (Ксенофонт, греческая история, III, 5,22). Подобным образом в 390 г. до н.э. узнав об уничтожении при Лехее лакедемонской моры афинским военачальником Ификратом, Агесилай созвал вместе полемархов, пентекостеров и командиров союзнических контингентов (Ксенофонт, Греческая история, IV, 5, 7). Таким образом, в это время порядок в войсках контролировали по 4 лохага и 16 эномотархов в каждой море.

На марше войско вел царь, впереди которого шли скириты и конный дозор. Царь решал, когда разбивать лагерь, и определял для него место. Войско располагалось по кругу, и для охраны лагеря выставлялись посты. Делалось это на случай предательства со стороны союзников или рабов. О приближении неприятеля должны были предупредить конные дозоры, которые располагались на ближайших возвышенностях; ночью их сменяли скириты.

Во время похода войско должно было заниматься физическими упражнениями. Находясь в лагере, воины занимались утром и вечером. После утренних занятий старший полемарх через глашатая отдавал приказ садиться и производился смотр воинов. За этим следовали завтрак и смена караулов. Сигнал на ужин также подавался войсковым глашатаем (Геродот, VI, 77-7S). По окончании ужина пели гимн. Затем каждый воин пел что-нибудь из Тиртея. Полемарх определял победителя и награждал его дополнительной порцией мяса (Афиней. 630 F). После этого воины располагались на отдых рядом со своим оружием.

Спали воины, разбившись на группы-сискены (syskenoi – буквально «сопалаточники»). Ксенофонт (Греческая история, VII, 1,15-16) рассказывает об атаке фиванцев на лагерь лакедемонян, предпринятой в то время, когда ночная стража подходила к концу, и воины поднимались со своих лож и расходились кто куда. Похоже что утром войско теряло бдительность.

Лакедемоняне имели точные предписания, как вести сражение. Когда войско противника приближалось на несколько сотен метров — ровно настолько, чтобы его можно было ясно рассмотреть, — лакедемоняне приносили козу в жертву Артемиде Агротере — богине охоты (Ксенофонт, Греческая история, IV, 2, 20). Затем царь приказывал каждому лакедемонянину возложить на голову венок. После этого многочисленные флейтисты в боевых порядках исполняли гимн Кастору Затем царь начинал петь одну из песен Тиртея, а флейтисты подхватывали мелодию. Когда линия гоплитов начинала движение вперед, лакедемоняне поддерживали ритм шагов при помощи маршевых песен, исполняемых под аккомпанемент флейт (Афиней, 14,627 D; 14, 630 Е). Как поясняет Фукидид (V, 71), этот обычай не имел религиозного подтекста. Он выполнялся «для обеспечения возможности продвижения в линии, сохраняя ритм, чтобы их ряды не были разбиты. Это обычно делают все большие армии при приближении к противнику». Греческая флейта не может быть сравнена с современным инструментом, носящим то же название. Ее звучание было более низким и сильным, подобно звучанию гобоя или фагота. Должности войсковых глашатаев, флейтистов и поваров были наследственными (Геродот, VI, 60). В лагере приказы отдавались через глашатаев, но во время сражения сигналы подавались трубами. Это делалось из-за сильного шума. Например, известно, что так отдавался сигнал об отступлении (Диодор, XV, 34, 1).

Обычно две линии не приходили в соприкосновение. Репутация лакедемонян была такова, что враги редко могли устоять при их приближении. Но если даже им это удавалось, они подвергались жесточайшей атаке. Дисциплина лакедемонян помогала им одерживать победы. Однако в V в. до н.э., когда на поле боя вышли коалиционные армии, победа лакедемонян могла носить лишь местный характер.

Обычно это происходило на почетном правом фланге, который отводился спартанскому войску. Тогда лакедемоняне выработали новую тактику Добиваясь победы на своем участке, они разворачивали свой фронт влево и атаковали вражеские линии с фланга.

Воины, обвиненные в малодушии, лишались возможности занимать какую бы то ни было должность. Им запрещалось заключать любые соглашения. Каждый гражданин мог безнаказанно наносить им побои. Они должны были носить плащи с цветными нашивками и наполовину сбривать свои бороды. Ни один гражданин не мог отдать ему в жены свою родственницу За менее серьезные проступки предусматривались другие наказания. Например, за нарушение субординации полагалась дополнительная служба в карауле. Это означало, что наказанный воин должен был всю ночь носить на спине тяжелый щит.

Небольшой чернолаковый лаконский сосуд, выполненный в форме головы воина в коринфском шлеме. Датируется он приблизительно 600-575 гг. до н.э. и предназначался, очевидно, для хранения благовоний. На лице хорошо видны заостренные усы.
Небольшой чернолаковый лаконский сосуд, выполненный в форме головы воина в коринфском шлеме. Датируется он приблизительно 600-575 гг. до н.э. и предназначался, очевидно, для хранения благовоний. На лице хорошо видны заостренные усы.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *