Отношение церкви к турнирам

Rate this post

Церковь последовательно выступала против проведения турниров, издавая указы об их запрещении в 1131, 1139 и 1179 г.г. Однако, сразу за эдиктом 1193 года Папы Селестина III последовало разрешение короля Ричарда I на организацию военных состязаний. Рыцари, убитые на турнире, лишались церковного погребения. Но и этот строжайший запрет удавалось обходить: покойничка облачали в монашеские одежды, как это сделал Эстейс де Калкель в 1193 году. Папа Григорий IX обнародовал в 1228 году еще одну буллу, запрещавшую проведение турниров, но и она не возымела действия. Папству не нравились настроения, развивавшиеся в среде баронов под влиянием турниров.

Ранения и смерти, являвшиеся слишком частыми следствиями турнирных боев, мешали Папе дать свою санкцию на проведение подобных мероприятий, хотя были не единственной причиной неодобрения церковью этих состязаний. Трое мужчин из семьи графа Холланда погибли на турнирах в 1220-х и 1230-х годах – они были растоптаны во время боя. В 1176 году подобным же образом погиб Дитрих, маркграф Мейсена, а в 1186 году – Джефри, сын английского короля Генриха II. На турнире 1241 года был убит сын сэра Вильяма Маршала. В докладе 1175 года есть сведения, что на турнире в Германии погибло 17 рыцарей. В биографии Вильяма Маршала отмечается, что французы не любят сражаться в холодную погоду. В 1240 году на турнире, проводившемся в Ньюсе неподалеку от Колона, погибло не менее 60 участников, многие из которых просто задохнулись от жары и пыли.

Практика формирования команда на турнире по территориальному принципу зачастую вызывала желание взять реванш, исподволь вселяя мысли о смерти. На турнире в Рочестере английские рыцари затаили обиду на чужеземцев из-за недружественного приема, который они некогда оказали нескольким из них у себя на родине. Вырвавшееся наружу недовольство привело к стычке, после которой гости с континента, избитые палками, вынуждены были искать убежища в ближайшем городе. Двумя годами спустя команда графа Глокастера так сильно пострадала в турнирном бою, что ей понадобилась врачебная помощь, прежде чем она смогла вернуться на родину, в Англию. В такую схватку могли вовлечь даже короля. В 1274 году Эдвард I, только что возвратившийся из Святой Земли, был приглашен графом Шалоном принять участие в турнире. В разгаре боя граф схватил Эдварда за шею и попытался стащить его с лошади. Взбешенный король развернулся и одним ударом сбросил противника с лошади. Разгневанные происходящим, французские рыцари превратили турнирный бой в настоящий, в котором приняли участие пешие солдаты и даже зрители. Когда порядок был восстановлен, граф признал Эдварда победителем турнира. После этого случая в правила проведения турнирных боев был введен пункт, запрещавший касаться и тем более хватать противника руками.

Больше всего церковь опасалась за судьбу душ принимавших участие в столь опасных состязаниях. Сражавшиеся на турнире в Ньюсе слышали, как кричали демоны, пролетавшие над полем сражения в виде воронов и грифов. Проигравший на турнире мог потребовать нужную сумму со своих подданных или, как Ульрих фон Лехтенштейн во Фрисахе, заложить свое имущество еврейским ростовщикам, чтобы получить необходимые для выкупа деньги. Лорд Хемрикурт постоянно закладывал свои земли, чтобы иметь возможность участвовать в турнирах, становившихся все более дорогим увлечением. Для бедных рыцарей оно было бы совсем невозможным, если бы не щедрость крупных лордов, принимавших гостей за свой счет.

Большинство, однако, не видело большого зла в существовании турниров. Так, например, на турнирах в Шавенси и Гем-сюр-Сомме его участники посещали мессу до и после мероприятия. Одна из широко известных в то время историй повествует о том, как некий рыцарь остановился, чтобы помолиться Богородице, и по этой причине опоздал к началу турнирного боя. Сразу по прибытии он услышал, что его приветствуют бурными аплодисментами и понял, что сама Богородица участвовала вместо него в поединке. Церковные власти, как и приближенные короля, часто использовали турниры в качестве удобного случая, чтобы схватить совершившего преступление человека, вину которого трудно было доказать. Высшая знать всегда сопротивлялась проведению в жизнь церковных запретов. Булла 1281 года была отменена Папой Мартином IV. А понтифик Клемент VI (1342-1352 г.г.) разрешил проведение турниров в составе празденств при папском дворе в Авигноне. Церковь совершенно справедливо опасалась, что турниры будут провоцировать конфликты между воинами различных классов, призванными сражаться плечом к плечу во имя защиты христианских идеалов во время крестового похода. На самом деле турниры наоборот способствовали подготовке воинов к крестовым походам, как это было в Экри в 1199 году и в Тразегнизе в 1251 году.

групповой бой на мечах
На рисунке XIV века изображен групповой бой на мечах. Церковь всегда выступала против кровопролитий, часто имевших место во время турниров. Над сражающимися кружат демоны, готовые схватить души убитых рыцарей.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *