Приготовление пищи в походных условиях

Rate this post

Кормление солдат

Базовым требованием для проведения компании было обеспечить солдат и животных пищей и водой. Снабжение войска провиантом остается неизменной проблемой и в наши дни.

В разных уголках земного шара основу рациона жителей составляли различные злаки. В Средиземноморье во времена античности выращивались в основном ячмень и пшеница. Кроме того, на фураж выращивался овес. Рожь – ближайший родственник пшеницы – считался северной культурой, ее в Греции не выращивали. Ячмень в отличие от пшеницы требует лущения, которое возможно только после обжаривания зерен. К сожаления, при этом разрушается глютен, который определяет пекарские свойства муки. Поскольку дрожжей в то время еще не знали, хлебом во времена тарентской конницы называли лепешки, чем-то похожие на современную питу.

Ячмень считался пищей рабов, менее питательной чем пшеница. В IV веке до н.э. пшеница стала основным видом злака, оттеснив ячмень с позиции основы средиземноморской диеты. В целом на рынке того времени ячмень стоил дешевле, но был менее популярным.

Зерно перед употреблением в пищу следовало размолоть. Солдаты должны были сами молоть себе зерно. Для этого использовались ручные мельницы. Зерно предпочитали заранее не молоть, чтобы уменьшить риск порчи. Также по пути удавалось разжиться в первую очередь зерном.

В походе ячмень обжаривали и размалывали сами солдаты. Получив муку, солдат замешивал тесто, добавляя туда немного масла и вина. В качестве квашни использовали квадратную овчину. Свежее тесто раскатывали на тонкие листы и быстро пекли. Часто солдаты наматывали полоску теста на ветку и пекли хлеб на углях походных костров
.
Ксенофонт писал, что ему приходилось голодать так, что даже пустой ячменный хлеб казался сладким. На практике же вкус хлебу придавали с помощью вина, кусочка сыра, луковицы, чеснока, оливок и анчоусов. Однообразная пища быстро надоедала солдатам. У Аристофана хор ополченцев, возвращающихся домой, славит мир, который позволит забыть о шлеме, сыре и луке. Провиант солдаты несли в вещевых мешках, «провонявших луком, уксусом и дурными запахами».

На действительной службе солдат, наемник или ополченец были сами себе квартирмейстерами. «Явиться с продуктами на три дня» пишет Аристофан в пьесе «Мир» о сборе армии в Афинах. В походе не всегда представлялась возможность купить себе еду у маркитантов или на рынке. Тогда солдатам приходилось изобретать более изощренные способы.

Диета греков состояла из бобов, злаков, сыра, оливок и фруктов. Рыбу и мясо ели редко, а если ели, то как деликатес. Если отсутствие мяса для греков было обычным делом, то нехватка зерна воспринималось как бедствие. Недавние исследования позволили оценить диету греческой античности в следующих долях: 65-70% приходилось на злаки, 20-25% на фрукты, и только 5-15% на масло, мясо и вино.

В походе солдаты радовались мясу, если оно дополняло рацион, но не заменяло его. Острая, соленая пища, вроде сушеной рыбы и мяса служила в качестве возбуждающей аппетит закуски или деликатеса.

Ручные жернова
Ручные жернова. Переносные жернова использовались солдатами для помола зерна. Злаки лучше хранить зерном, а не мукой, что уменьшает потери. Жернова состоят из двух камней. Один камень лежит неподвижно, другой вращается с помощью рукоятки относительно первого.

Кормление лошадей

Ксенофонт подчеркивает, что очень важно обеспечить коней достаточным количеством фуража. «Истощенная лошадь не может ни догнать, ни уйти от погони». В дикой природе лошади пасутся на лугах большую часть времени. На выпасе кони едят постоянно, но понемногу. Поэтому и в домашних условиях коня лучше кормить три-четыре раза в день, нежели один-два раза. Одна трава (зимой сено) недостаточна для прокорма коня, поскольку не покрывает расходов энергии в случае тяжелого труда. Чтобы восполнить потери, коням необходимо давать злаки.

Количество фуража, необходимое лошади, зависит от ее размера и физической нагрузки. Соотношение между сеном и злаками может колебаться, но в любом случае конь должен получать адекватное питание. В наши дни коням, стоящим без дела, дают больше сена и меньше зерна. Лошади, занятые в работе, напротив, получают меньше сена, но больше зерна. В наши дни в качестве фуражного зерна обычно используют овес, ячмень и кукурузу. Но от ячменя кони толстеют, поэтому ячменя дают меньше, чем овса или кукурузы. В современном ячмене содержится около 11% белка, примерно такое же содержание белка в овсе и кукурузе. Но нынешние злаки заметно превосходят античные в плане питательности. Также следует иметь в виду, что кукурузы в Древней Греции не знали.

Поскольку кони во времена античности были меньше и легче современных коней, их рацион был меньше рациона нынешних лошадей. Так, в начале XX века в британской армии суточный рацион кавалерийской лошади состоял из 5,4 кг сена, 4,5 кг овса и 3,6 кг соломы. Корм лошадям задавали три или четыре раза в сутки. Кроме того, коням давали сечку, пойло из отрубей, иногда раз в неделю давали льняной жмых. К сожалению, мы не располагаем столь же подробным описанием рациона античных лошадей. Полибий, говоря о военных реалиях республики, упоминает, что римские армейские лошади получают около 1,5 кг сухого ячменя в сутки. При этом Полибий отмечал, что ячмень не слишком подходит для лошадей, так как вызывает одышку и пот, пока животное не привыкнет к этому зерну. Но ячмень оставался основным зерном в рационе лошадей, пока в начале средневековья распространение не получил овес.

Сено и зеленый корм наиболее часто упоминается в античных источниках. Наиболее питательным кормом считалась люцерна. Греки называли ее medike poia, так как она происходит с лугов Мидии, где разводились лучшие кони восточных кровей. Вполне возможно, что семена люцерны попали в Грецию во времена похода Дария в 490 г. до н.э. Если в обычном сене, заготовленном в Греции, доля белка составляла 7-10%, то в люцерне эта доля почти в два раза выше.

Но в походе кормежка лошадей заметно ухудшалась. Животные переводились на подножный корм. Иногда случались периоды обильной кормежки, иногда периоды бескормицы.

Сон

Армия марширует “на животе”. Но в походе солдатам нужно не только достаточное питание, но и сон. В походе по возможности брали с собой палатки, обычно кожаные. С другой стороны, Ксенофонт и Аристотель утверждают, что сон под открытым небом был обычным делом. Постель солдаты делали из соломы, камыша или листьев. В крайнем случае солдат мог просто завернуться в одеяло (stromata).

Греческий, а стало быть и тарентский, военный лагерь строился на скорую руку. Он представлял собой мешанину палаток, тентов и групп солдат, спящих прямо под открытым небом. По современным стандартам в походном лагере царила анархия. Солдаты ложились спать, просыпались, завтракали, когда хотели. Ксенофонт описывает такую сцену из походной жизни. Сам молодой Ксенофонт служил в афинской коннице. Когда противник приблизился, некоторые солдаты по-прежнему дремали в своих постелях, тогда как другие уже строились в бою, а третьи занимались уходом за лошадьми.

Барельеф на саркофаге Александра. Изображен Александр в битве при Гранике (334 г. до н.э.) После смерти Александра Македонского его полководцы перессорились из-за оставленного им наследства.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *