Вместе с расширением масштаба военных операций в XVI в. увеличивалась численность участвовавших в них войск. Документальные данные, касающиеся клана Симадзу, господствовавшего на острове Кюсю, свидетельствуют о резком увеличении в середине XVI в. численного состава воинских подразделений, и несмотря даже на стесненные обстоятельства, в которых оказался этот клан после поражения от Хидэёси в 1587 г., они, начиная с 1590 г., регулярно поставляли в его армию довольно внушительные воинские контингенты.
Полевые армии клана Симадзу, 1411 – 1614 гг.
1411 г. — Армия под командованием Симадзу Мотохиса 3 тыс. человек
1484 т. — Армия под командованием Симадзу Такэхиса 5 тыс. человек
1576 г. — Покорение северного Кюсю 100 тыс. человек
1576 г. — Осада Симадзу Ёсихиса замка Минамата 115 тыс. человек
1592 г. — Воинский контингент клана Симадзу отправляется в Корею 15 тыс. человек
1600 г. — Симадзу при Сэкигахара 12 тыс. человек
1614 г — Осака — зимняя кампания 10,5 тыс. человек
Учитывая, что сражения велись между союзниками различных даймё, можно увидеть, что масштаб военных действий, начиная примерно с 1550 г., непрерывно возрастал. Существенное увеличение численного состава войск происходило за счет представителей низких сословий, ши асигару. Сам термин, означающий «легкая нога», указывает на их социальный статус — это были разорившиеся крестьяне или преступники и авантюристы, которые стремились в феодальную армию, чтобы безнаказанно грабить и убивать. Самураи всегда относились к присутствию в армии таких элементов как к неизбежному злу, при условии, что они не вмешиваются в их благородные дела; но, по мере распространения огнестрельного оружия, многие даймё начали проявлять некоторую заботу по отношению к своим асигару, которые теперь являлись костяком их армий. Только они руководствовались не филантропическим и соображениями, а стратегической необходимостью — если территории противоборствующих сторон во времена войны Гэмпэй (1180—1185 гг.) располагались на расстоянии до 500 км друг от друга, то все воюющие даймё XVI в. были соседями. Поэтому недовольные чем-либо асигару могли легко перейти границу и вступить во вражескую армию.
Только обладавшие хорошими аналитическими способностями даймё (как, например, Такэда Сингэн) умело балансировали между сельскохозяйственными и оборонительными нуждами своих провинций. Они должны были обеспечивать определенный уровень боевой подготовки своих асигару без нанесения ущерба сельскохозяйственному сектору. Принцип, на который опирались удачливые даймё при распределении человеческих ресурсов, заключался в круглогодичном обеспечении обороны своих территорий без прерывания селькохозяйственного цикла — при этом наступательные боевые операции могли осуществляться только в определенные периоды времени. Военные действия планировались таким образом, чтобы они могли завершиться до наступления зимы или сбора урожая.
Характерным примером противоположного подхода являются действия Ходзё Удзиясу (1515-1570 гг.), который в 1565 г. призвал к оружию всех своих подданных мужского пола в возрасте от пятнадцати до семидесяти лет, угрожая смертной казнью тем, кто не подчинится, усилив свою угрозу словами, что «даже дрессировщик обезьяны не избежит наказания».

1. Такэда Сингэн, 1570 г.
Такэда Сингэн (1521-1573 гг.) в полном боевом облачении перед одной из битв при Каванакадзима. Его до-мару украшает персональный мон. Простой многопластинчатый шлем дополняют плюмаж из конского волоса, деревянные рога и металлическая пластина с дьявольским ликом. Поверх доспеха накинута буддистская кэса, разновидность дзинбаори с короткими рукавами. На ногах Сингэна старомодные ботинки из медвежьей шкуры.
2. Уэсуги Кэнсин, 1570 г.
Достославный противник Сингэна, Уэсуги Кэнсин (1530-1578 гг.), также был монахом, потому и покрыл свою голову вместо шлема монашеским капюшоном
3. Асигару с боевыми знаменами Кэнсина, 1570 г.
Пешие воины облачены в очень простые доспехи, состоящие из металлических пластин, соединенных кольчужкой на матерчатой основе; единственной защитой головы служит металлическая пластина, пришитая к хатимаки. Одеты они по-летнему. На знамени слева начертан иероглиф «рё» (дракон), а на знамени справа — «би», первый иероглиф имени Бисамон-тэн, одного из трех японских богов войны.