Янычарские формирования в VII-VIII вв

Rate this post

Возрастающий консерватизм османской военной мысли явился причиной тому, что новое пехотное формирование получало имя некогда существовавшего. Пехота секбан XVI—XVIII вв. не имела никакой связи со старыми янычарами секбан. Новые секбан были ответом на возрастающую нехватку мушкетеров перед лицом усиливающихся европейских противников. Мусульманская райя Далмации, Албании, Боснии и Анатолии отныне призывается на воинскую службу во все возрастающих масштабах. Многие из новобранцев попадают в верховую пехоту.

В начале XVII в. новые секбан были организованы на регулярной основе в бёлюки по 50—100 чел. Они были личными армиями на содержании губернаторов провинций. Во главе каждого бёлюка стоял бёлюк-баши, общее руководство осуществлял баш-бёлюк-баши. Офицерские кадры первоначально заимствовались у оджака. Теоретически они должны были распускаться после того, как отменялась мобилизация бёлюм, однако на деле они редко подчинялись центральному правительству. В конце концов они превратились в наиболее эффективные пехотные формирования в империи, оставив позади и янычар, находившихся в упадке. Другие подобные подразделения были известны как саридж («осы»). Все они были прекрасными стрелками, возможно потому, что многие из них, прежде чем стать солдатами, занимались либо охотой, либо разбоем.

Подобно секбанам и сариджам, обновленные в кон. XVI в. левант формировались из мусульман, вооруженных мушкетами, мечами и в более поздний период пистолетами. Предположительно их набиради среди разбойников в Анатолии, и они не имели ничего общего с морской пехотой левант нач. XIV в.

Другим новым формированием была верховая пехота — тюфекчи. Они появились в XVI в. и в XVII—XVIII вв. были одним из самых эффективных формирований. Это был регулярный корпус, одетый в короткие красные кафтаны и высокие красные шапки.

Жестокие набеги войск католической Австрии, от которых страдали жители Балкан, заставляли православных христиан оказывать всяческую поддержку османам, оказавшимся в тяжелой ситуации. Еще более яростное сопротивление было встречено европейцами со стороны славянских мусульман Боснии, где существовала местная пехота пандук («меткие стрелки») и эфлак («мушкетеры»). В Сирии и Ираке в XVII—XVIII вв. также возникало огромное количество иррегулярных пехотных формирований. В Дамаске была верховая пехота левант, формировавшаяся сперва из турок, а затем в основном из курдов, секбан — турки из Восточной Анатолии, магхариба — алжирские арабы, которые занимались в основном охраной караванов паломников, идущих в Мекку, и тюфекчи — элитное стрелковое подразделение, состоявшее из курдов.

У каждого из вышеперечисленных формирований были своя собственная структура, руководство, казармы, униформа и преданность своему подразделению. Кроме них существовали еще асхиры — сирийские вспомогательные силы, которыми командовали племенные или местные вожди. В них входили отряды городской милиции, формировавшиеся из представителей всех конфессий. Под термином арабы понимались вспомогательные формирования из бедуинов, которые играли существенную роль к востоку от рек Оронт, Литани и Иордан.

В Египте ситуация в целом была более мирной, хотя соперничество между различными подразделениями иногда приводило к открытым столкновениям. В состав гарнизона Каира входили семь корпусов, а также разнообразные иррегулярные формирования. Среди этих частей были, согласно арабским источникам, янычары, азап, сарраджи (сариджа), юлдаши (от йолдаш — солдат-янычар), местные иррегулярные подразделения магриби, джамакийя (от ямак — янычарский слуга), тюфенкджия, джаракиса (от йюрюк — член тюркского племени), шавушийя (от чавуш — янычарский унтер-офицер), мутафаррика (от мютеферрика — дворцовая охрана) и гёнюллю, или «добровольцы», которыми были, вероятно, турки. Когда возникала напряженная ситуация, небольшие формирования стремились объединиться вокруг азап, выступавших против янычарского засилья. В Северной Африке янычары хотя и составляли отдельный оджак, но долгое время сохраняли преданность своим турецким корням. Конкуренцию им составляли таифат ал-руса — «ополчение корсарских капитанов», которое занималось в основном войной на море. В ее составе было определенное количество турок, однако большинство составляли североафриканские арабы и берберы.

Корпус бостанджи
Корпус бостанджи

1. Бостанджи бинбаши, XVIII в.

Основная униформа бостанджи была красного цвета, а статус бинбаши обозначался пышным одеянием с длинными рукавами и отделкой из толстых золотых нитей спереди. Окопная мортира, которую изучают эти офицеры, была одним из видов оружия, эффективно использовавшегося османской пехотой во время осады крепостей. Данное орудие предназначалось для метания гранат. Взведение и спуск замка производились при помощи двух отдельных шнуров.

2. Бостанджи нефер — солдат 3-го ранга

Этот бостанджи нефер, или простой солдат, одет скорее в рабочую одежду, чем в парадную или боевую. Он снял свою высокую шапку барата, но оставил подшлемник такке. Плечи его безрукавки теннуре украшены кистями из черного конского волоса неясного назначения. Внешний желтый кушак показывает, что он является простым солдатом, в то время как татуировка на руке выдает его принадлежность к 8-й орте бёлюк, которая первоначально, видимо, была морским подразделением или подразделением береговой охраны.

3. Бостанджи кетюдасы

Этот кетюда, старший офицер орты бёлюка бостанджи, носит шапку кюлях и тюрбан, похожие на головной убор музыкантов оркестра мехтерхане. Как верхняя джубба с широкими рукавами, так и кафтан имеют достаточно традиционный покрой. Желтые сапоги указывают на принадлежность к элитному подразделению. Ножны сабли имеют три кольца, что позволяет подвешивать ее как вертикально (для пешего строя), так и наискосок (в седле). Кремневое ружье турецкого образца: его облик воспроизводит старую фитильную аркебузу, от которой произошел этот тип оружия.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *