Византийская армия, контингент

Rate this post

К описываемому периоду латинская армия, набиравшаяся из римских граждан, выполнявших свой гражданский долг, превратилась в факт уже давно забытой истории. Византийская армия была полностью наемной. В VI столетии действовало три вида ее пополнения: местные добровольцы и иностранцы «варварского» происхождения, индивидуальная вербовка наемников для службы в фоидератах (foideratoi – копейщики, городская стража) и этнические подразделения, именовавшиеся симмахами (summacoi или symmachoi – «союзники»), ополчения, выставляемые варварскими племенами гуннов, славян, гепидов или эрулов за деньги путем дипломатических сношений с главой племени. Император Маврикий ввел за правило регулярный личный смотр войск (ежегодный или чаще) с перекличкой, чтобы проверить численность этих подразделений. Для увеличения пополнения войск гражданами Византии в ходе войн против Сасанидов Ираклий занялся восстановлением понятия «наследственной военной службы». Однако, это требовало времени, денег и наносило определенный ущерб экономике регионов. Потому, чтобы увеличить армию, византийцы посчитали более целесообразным вербовать арабские вспомогательные отряды или воинственных, хотя и традиционно ненадежных, армян. Официальный «союз» с Империей предоставлял гражданство и пожизненную руководящую роль в племени арабским предводителям, которые превращались из шейхов в «патрициев» или «битриков» (Bitriq это искаженное слово «патриций» по-арабски). К сожалению, финансирование этих союзников осуществлялось не всегда регулярно, поскольку сама Византийская империя в это время отчаянно нуждалась в средствах. В разряд «союзники» включались многочисленные иностранные контингенты – армяне, персы, перешедшие на сторону Византии, кочевники из тюркских и гуннских племен из степей нынешней Украины и германские ломбарды, завербованные в Италии.

Умм аль Фимал (Umm al Fimal)
Умм аль Фимал (Umm al Fimal), безлюдный “мертвый город” на краю пустыни в северной Иордании. В византийские времена, вероятно, управлялся арабами-христианами гассанидами. Башня, возвышающаяся над руинами, которые именуются “бараками”, украшена вырезанными христианскими крестами. По имеющимся данным, эта башня была построена в 412 г. н.э. Она оборудована двумя выступающими “навесными бойницами” раннего типа, из которых можно было бросать камни на головы восставших.

Большая часть легкой конницы формировалась именно из таких «внешних» союзников или профессиональных отрядов наемников, прибывавших в Империю. В противоположность кавалерии обычную пехоту стремились набирать из внутренних резервов. Пехотинцы вербовались в Иллирии (Албании) и Фракии на Балканах, Исаурии, Понте и Каппадокии – регионах, являющихся сейчас Турцией. Естественно, что в армии царило многобожие. В добавление к ортодоксальному (для нас более привычно – «православному») и «еретическому» христианству в армии хватало бойцов еврейского вероисповедания, язычников и мани-хеев (последователей дуалистов, вера которых позже появится в Западной Европе как альбигойство). Не удивительно, что византийские командиры тратили немало времени на сглаживание религиозной напряженности в своих подразделениях!

Отдельно нужно сказать об Армении. Она потеряла свою независимость в V столетии, когда Армению заняли византийские войска и войска Сасанидов. Туземная военная аристократия состояла из высшего дворянства – ишханов (Ishkhan) и менее значимых дворян, известных как нахарары (Naharar или Nakharar – «правитель», «начальник области»). Каждый дворянин имелсвой собственный военный отряд из мелких аристократов азатов (азнавуров, Azatani) и сепухов (Sepouh, дословно «принцев», точнее – детей дворян, а также мелких аристократов, чье дворянство вызывало сомнение). Такие отряды экипировались и вооружались как тяжелая кавалерия. Их военная репутация была очень высока, и армянские воины играли важную роль в византийской армии. Именно контингенты нахараров были направлены на восстановление власти Империи сначала в Западную Анатолию, а потом и в европейскую Фракию. Ну а вершиной оценки армянской военной доблести стало признание Ираклием Давида Сааруни (Saharouni) куропалатом – условно независимым князем Армении, за помощь Сааруни в борьбе против мусульман.

В конце VI столетия существенных различий в статусе между разными подразделениями византийской армии не было. Однако оптиматы (Optimates) формировали элиту конницы. Первоначально они были гото-греческими метисами (потомки расселившихся в Греции остготов), но после расселения славян приняли в свое число и их. Именно территории оптиматов (поселения и обычаи которых во многом были схожи с казачеством более поздних эпох) послужили заслоном на пути вторжения из Италии проникших туда ломбардов. Основавшись в Бифнии (Bythnia) на северо-западе Анатолии, они сформировали здесь корпус тяжелой конницы, вооруженной в германском стиле. В Сирии бывшие персо-сасанидские отряды сформировали часть гарнизонов в Гелиополе (Ba’albakk – Баальбек) и Эмесе (Химсе), но большинство войск в Сирии, вероятно, было арабского происхождения. Похоже, что многие города защищались не юродскими гарнизонами, а расположенными рядом хирами (Hira – лагерная стоянка полуоседлых бедуинов).

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *