Татуировки пиктов

Rate this post

Наиболее характерной чертой внешнего облика пиктов были их знаменитые татуировки. Наиболее прямое описание татуировки пиктов дал римский поэт Клавдиан: «легион обуздал диких скоттов и изучил стального цвета рисунки на лицах убитых». Тертуллиан говорит о stigmata Britonium, характерных как для бриттов, так и для пиктов. В 600 году Исидор Севильский писал: «Племя пиктов получило свое название из-за своих тел. Они иглами делают уколы, куда втирают выжатый сок местного растения. В результате на коже остаются отметины, указывающие на положение человека. На конечностях рисунок делается для того, чтобы показать знатное происхождение».

Изображения животных, сделанные пиктами.
Изображения животных, сделанные пиктами. Видно хорошее знакомство с этими животными, а также чувствуется практичный взгляд охотника.

Текстами Исидора пренебрегали, считая их собранием непроверенных слухов. Но Исидор здесь достаточно подробно описывает технологию татуировки, хотя и не знает, как эта технология называется. В Испанию переселилось некоторое количество бриттов, бежавших со своей родины из-за войны, поэтому Исидор вполне мог услышать этот рассказ от бритта, хорошо осведомленного о том, как делается татуировка.

В 787 году всякая татуировка была запрещена Калкухским синодом Нортумберленда, как «дьявольские отметины» – diabolo instinctu. Пиктская церковь присоединилась к церкви Нортумберленда в 717 г., а в 768 г. пикты проиграли войну шотландскому королю Каузантину МакФергусу, который стал королем пиктов в 789 г. Нортумбрия была ближайшим местом, куда могла эмигрировать потерявшая власть пиктская знать. Появление большого числа людей с татуировками было замечено Церковью, в результате чего и появился запрет на татуировки, как на элемент язычества. Таким образом, пикты сохраняли традицию делать татуировки на всем протяжении своей истории.

Интересно, что ни один из авторов не называет краситель, которым делались татуировки, хотя описание Исидора наиболее подробно. Вероятнее всего для татуировки использовалась вайда, но у Линдоу-Мэна (хорошо сохранившиеся в торфянике останки мужчины VI в.) татуировка сделана глиной с высоким содержанием меди – малахита и азурита. Римский историк III в. Геродиан сообщает, что каледонцы раскрашивают тела в разные цвета, поэтому синий не был единственным цветом татуировок.

В татуировках часто используются изображения животных. «Они татуируют свои теле не только изображениями животных всех видов, но и различными рисунками», – пишет Геродиан. Историк XVII в. Дуалд МакФербин, работавший с ныне утраченными гэльскими текстами, сообщает: «Крихнах – один из тех, кто принял на лицо и на тело изображение животных, птиц и рыб». Животные, очевидно, были племенными тотемами. Например, в Бургхеде было обнаружено около 30 изображений быка. Животные также были персональными тотемами отдельных воинов, которые хотели приобрести то или иное свойство животного: силу, свирепость или хитрость.

Татуировки пиктов выглядели очень похоже на знаменитые камни-символы с изображениями животных. Вообще, пиктская символика богата и разнообразна, при этом сложна и абстрактна. Для современников эта символика была понятна с первого взгляда, что говорит о ее давней истории, прежде чем в VI в. она появилась на камнях.

Самые первые камни-символы появились в Морей-Ферте в VI в. и были связаны с появлением в этих местах христианства. Некоторые камни носят еще дохристианский характер, но языческая символика постепенно вытесняется христианской, хотя и прослеживается до VIII в. Камни-символы могли нести протогеральдическую функцию, означать королевскую власть или служить памятью мертвым. Возможно, камни играли роль межевых меток или эмблем кланов, используемых для создания единства среди пиктских династий. Может быть, что камни сочетали в себе несколько из упомянутых выше ролей.

По меньшей мере 50 разных пиктских символов обнаружено к сегодняшнему дню. Значение некоторых символов до конца не ясно. Например, змея символизирует друидскую мудрость, но также может иметь значение «новая жизнь» (по аналогии со сменой кожи у змеи). Таким образом, у пиктов змея может символизировать мудрость, друидов, новую жизнь после смерти или «начало с чистого листа» (новый брак или заключение мира между племенами).

Татуировки пиктов имели большое культурное значение. Это мы видим и у других народов, практикующих татуировки. Например, татуировки, принятые у маори, содержат большую информацию. Татуировки на одной половине лица указывают на положение отца или родословную матери. Татуировки указывают на племя, на племенного вождя, а также на статус самого человека внутри племени. Эта информация жизненно важна для успешного общения между племенами. Параллели этого подхода прослеживаются и у кельтов, где статус и принадлежность к клану определялась по одежде и прическе.

Тело из скифского погребения.
Тело из скифского погребения. Хорошо сохранилась татуировка на коже. Возможно, у пиктов татуировка была похожей.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *