Технологии, применявшиеся исламскими оружейниками, отличались сложностью и продвинутостью. Низкоуглеродистая мягкая сталь использовалась для изготовления мечей и наконечников копи. Существовало несколько способов получения такой стали. Так называемая дамасская сталь изготавливалась из чушек, содержащих высокий процент цемента – карбида железа, отлитых при высокой температуре. В результате получались твердые, но хрупкие изделия. Характерный рисунок на клинке достигался за счет многократной ковки и изгибания при сравнительно невысоких температурах. Мусульманские кузнецы умели определять температуру по его цвету, тогда как европейские кузнецы обычно перегревали железо, в результате металл начинал крошиться. Есть свидетельства о том, что исламские оружейники имели высокую степень специализации. В изготовлении меча с ножнами участвовало множество людей, каждый из которых отвечал за один этап технологического процесса.

Бронза на востоке использовалась шире, чем на западе. Частично это объяснялось дефицитом железа в исламском мире. Рукоятки мечей, оковку ножен, детали сбруи отливали из бронзы. Щит делали из нескольких слоев твердой кожи. Кожа широко использовалась при изготовлении шлемов и панцирей, что также позволяло частично компенсировать нехватку железа.
Встречались как широкие тупые мечи, которыми вооружались пехотинцы, так и длинные кривые кавалерийские сабли. Когда на исламском востоке появилась сабля – неизвестно, но уже в конце IX века некоторое количество сабель отмечено на востоке Ирана. Самым первым названием сабли было слово караджулийя, вероятно, происходящее от тюркского слова килидж, означающего «меч». Саблю с арабскими надписями нашли в культурном слое IX-X веков на территории Монголии. Саблю с армянской надписью нашли в слое XI века на севере России. Клинок последней сабли сварен проковкой, а не выкован из куска стали, предполагается, что он изготовлен на Кавказе. Многие исламские воины дополнительно вооружались большим кинжалом (или маленьким мечом), который использовали в рукопашном бою. В X веке в Йемене начали делать рукоятки мечей из цветных металлов и кристаллов. Особую форму имел берберский кинжал ярфут, распространенный в XI веке. Он представлял собой узкое колющее оружие.
Копья считались настолько привычным оружием, что они редко когда удостаивались подробного описания. Наиболее подробное описание копья и копейного древка оставил аль-Тарсуси. Этот автор работал в XII веке для Саладина, но компилировал свои тексты из более старых источников, относящихся к эпохе Фатимидов. Аль-Тарсуси сообщает, что кантарийя – стандартное оружие конницы. По свидетельству этого автора, мусульмане держали копье, зажав его между плечом и боком, также как это делали крестоносцы. Дарийя или сарийя представляла собой пехотную пику длиной до четырех метров. До трети этой длины приходилось на наконечник с длинной втулкой, защищавшей пику от подрубливания. Сабарбаха представляло собой алебарду длиной около двух с половиной метров с наконечником шириной 17 и длиной 50 см. Характерным оружием были дротики-зупины с наконечниками на обеих концах древка. Зупины были оружием дайламской пехоты. Бедуины вооружались более легкими дротиками-хиштями. Упоминаются также дротики или копья фурайджийя или фурандзийя, которыми вооружались воины Фатимдов. Возможно, название этого оружия происходит от слова ифранджи, то есть «европейское». Действительно, у наконечников этих копий имелось перекрестье, характерное для Западной Европы того времени.
Булавы и топоры широко использовались как парадное оружие. Известно множество экземпляров, украшенных и простых. В основном все они железные, хотя попадаются и бронзовые образцы. Следует упомянуть булаву-латт, имевшую вытянутую головку и использовавшуюся для ударов по ногам коней. Топор-начах с полулунным топорищем считался пехотным оружием, предназначенным для борьбы с конницей противника. Распространен был кавалерийский топор-табарзин или “седельный топор”, имевший сравнительно небольшое топорище и колющий наконечник или молот на обухе.