Судя по книжным миниатюрам, иконам и письменным свидетельствам, а также по экспонатам в коллекции Оружейной палаты Кремля, русские воины носили два основных типа шлемов: конический и полусферический. Оба типа были известны с домонгольского периода. Богатые воины носили двойные шлемы, один внутри другого. Слово «шишак» тюркского или венгерского происхождения, которое вероятно обозначало «внутренний шлем». Шишак упоминается в завещании в великого князя Ивана Ивановича, датированным 1359 г. Это первое упоминание данного термина в европейских письменных источниках. Два самых старых русских шишака обнаружены Н.С. Шеляпиной в 1975 г. в колодце Арсенальной башни московского Кремля. Шлемы украшены узором в виде плетеной веревки, в верхней части шлем дополнительно украшен изображениями завитков. Шлемы покрыты серебрением и медью. Вместе со шлемами обнаружены доспехи и три характерные шпоры, датированные около 1500 г.
Другой вид внутреннего шлема имел полусферическую или пирамидальную форму с назатыльником и наушниками, носовой пластиной и козырьком. Свидетельства XVI в. указывают на то, что шишак носили под основным шлемом.

1. Легковооруженный конный воин, западные районы Руси, около 1350 г.
На протяжении XIV века росла разница в вооружении и экипировки восточных и западных районов Руси. Некоторые западные княжества попали под власть Литвы. Тем не менее, этот всадник носит ламеллярный панцирь в дополнение к центрально-европейской кольчуге. Он вооружен кривой саблей, а щит с вертикальным ребром литовского происхождения.
2. Тяжеловооруженный конный воин, западные районы Руси, около 1375 г.
Этот княжеский дружинник носит пластинчатые наручи и поножи, характерные для европейской рыцарской конницы. Только шлем выглядит старомодным по европейским меркам. Чешуйчатый панцирь монгольского типа. У лошади пластинчатый налобник и ламеллярные доспехи, обычные для монгольской военной традиции.
3. Новгородский конный воин, около 1350 г.
Парадоксальным образом, этот северянин-новгородец экипирован по-татарски. Ничего в его вооружении, доспехах и конской упряжи не указывает на европейское происхождение. Даже украшения на его панцире носят исламский характер. Хозяина сопровождает боевая собака, что также соответствует восточной традиции.