Появление пиктов

Rate this post

Известно множество попыток восстановить ход событий в тот период. Некоторые полагают, что пикты были потомками уцелевших при пацификации каледонов. Другие считают, что пикты представляли собой потомков уцелевших аборигенов Британии, живших там еще до прихода кельтов. Третьи находят, что на территории расселения пиктов очень много гэльских топонимов, и на этом основании делают вывод о том, что пикты представляли собой раннее гэльское общество. Четвертые утверждают, что пикты или пиктоны были мореплавателями из Бискайского залива, которые помогали Цезарю вести войну с венетами. Наконец есть еще совершенно мифическая история о том, что предки пиктов были сарматами, служившими в римской армии, а затем сумевшими учредить свою династию, подчинившую аборигенов.

Каледонец в клетчатых штанах и плаще, бронзовый фрагмент, 217 год
Каледонец в клетчатых штанах и плаще, бронзовый фрагмент, 217 год

Некоторые из перечисленных теорий представляются более вероятными, нежели другие. Например, носители гэльских наречий могли легко смешаться с бриттами в районе Стратклайда, однако для разговора с пиктами бриттам требовался переводчик. Беда Достопочтенный недвусмысленно утверждает, что пиктский язык был четвертым языком острова, наряду с бриттским, гэльским и английским. В 1955 году Кеннет Джексон определил, что пиктский язык относится к бритонической ветви кельтских языков. Он ближе к наречиям Галлии, но не к языку бриттов. Джексон также предположил наличие доиндоевропейского субстрата. Однако доступный материал для анализа слишком ограничен, поэтому дальнейшая расшифровка неосуществима.

Известен ряд разночтений, которые приводят к противоречиям среди ученых. Например, в ирландских хрониках негэгльских обитателей Ирландии и пиктов обозначают одним словом cruithni. Некоторые используют этот факт для доказательства той точки зрения, что пикты представляли собой аборигенов, тогда как ирландское cruithni представляет собой всего лишь местное произношение слова pritani, то есть «бритты». В свою очередь, это обстоятельство используется для доказательства того, что пикты были каледонами. Но и на это имеется возражение. Слово cruithni в ранних ирландских летописях применяется только в отношении жителей северной Ирландии, тогда как пиктов так и называют пиктами. Ирландские cruithni были разбиты в битве при Бра-Слив в 627 г. и с 774 г. больше не упоминаются, тогда как пиктов словом cruithni стали называть лишь с 865 г., когда пикты уже перестали выделяться в отдельный народ. Путаницы добавляет то обстоятельство, что скотты сами называли себя cruithni, а легендарный «Отец пиктов» также имел собственное название Крихне.

Самое раннее доказательство существования пиктской культуры приходит от жителей брохов. Построенный в VI в. брох у Пула на Оркнейских островах, содержит в кладке камни с пиктскими символами. Эти камни когда-то использовались пиктами, а затем их заново уложили при строительстве броха. Костяная шпилька и бабка с Оркнейских островов, датированные радиоуглеродным методом IV-V вв., также несут на себе символы пиктов. За пределами брохов под Карн-Лайтом обнаружена местная копия римской серебряной застежки с пиктскими символами. Эта застежка сделана ранее V в.

Письменная история также свидетельствует о том, что брохи послужили колыбелью цивилизации пиктов. Брохи на Оркнейских островах были идеальной базой для совершения пиратских набегов. После набегов пиктов в IV в. римский флот совершил карательный рейд на Оркнейские и Шетланские острова. Такие летописцы как Беда, Нений и Гилдас – все указывают на то, что Оркнейские острова были первым центром пиктов. Старая топонимика Оркнейских островов изобиловала указаниями на обитание здесь пиктов, но позднее здесь появилось множество норвежских топонимов. Викинги называли Оркнейские острова Terra Petorum – «земля пиктов», а пролив Петленд-Ферт – Pettland Fiord (фьорд земли пиктов). Шотландцы в разговоре до сих пор именуют брохи «пиктскими домами». После битвы при холме Грауп брохи появились у Ферт-оф-Форт, показывая начало экспансии пиктов на юг. Спустя столетие после кампании Септимия Севера, в культурных слоях появляются свидетельства крупных изменений к северо-востоку от Шотландского нагорья. Здесь появляются богатые правители, которые могли позволить себе множество металлических изделий и римских предметов роскоши.

Эта новая элита происходила из числа жителей брохов и в будущем положила начало пиктам. Но это не ответ на вопрос «Кто такие пикты?» Жители брохов могли быть аборигенами, бриттами, кельтами, беженцами из Галлии. Возможно, что имело место взаимное влияние различных групп друг на друга.

Можно предположить, что в основу народа пиктов в плане населения составили аборигены, тогда как в социальном плане свою общественную организацию пикты получили от каледонов. В раннесредневековом обществе общая идентичность народа в основном определялась культурой воинской элиты, поэтому важно изучить, что сами пикты думали о своем происхождении.

Каледонец, 200 г.
Каледонец, 200 г.

Каледонец, 200 г.

Оружие первых пиктов могло быть ими унаследовано у каледонцев. Воин (1) облачен в длинные клетчатые штаны, его шлем (2) бриттского типа, украшен эмалью. Рисунок на шлеме повторяет мотивы татуировки. Тацит сообщает, что каледонцы использовали небольшой щит-баклер, тогда как Геродиан говорит, о длинных овальных щитах (4). Воин вооружен метательным копьем (5). У копья имеется медная пятка. На руке браслет (9), на шее торк (10).

Меч (6) и ножны (6a) британского типа. Тацит, описывая мечи каледонцев, применявшиеся в битве при горе Грауп, называет их ingentes glaii, то есть «гигантские мечи». Это же определение Тацит использует, говоря о hasta ingens или hasta enorma – «гигантское копье», «чудовищное копье», – то есть о германских алебардах с дубовыми древками длиной около 2,5 м. Несколько таких алебард было обнаружено при раскопках в Нижней Саксонии. На рисунке (7) показан гипотетический учебный меч из обожженного дерева.

Карникс (8) – необычная кельтская боевая труба. Такая труба изображена на Гундеструпском котле. Экземпляр, обнаруженный в болоте у Дескфорда, Шотландия, датируется 100-300 гг. н.э. Раструб этого каринкса сделан в виде головы кабана, глаза покрыты красной эмалью, внутри пасти установлен деревянный язык, который добавляет вибрации и звук трубы. «Варварский» карникс – один из сложнейших музыкальных инструментов, когда-либо созданных людьми, а также один из самых громких. Карникс способен издавать звуки в широчайшем диапазоне и с различным тембром. Звуки карникса слышны на огромном расстоянии, его держат вертикально, так, что раструб оказывается почти на полтора метра выше головы трубача.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *