Подготовка пиктов к сражению

Rate this post

Подготовка пиктов к сражению также сопровождалось ритуалами. Тацит сообщает, что перед битвой у горы Грауп содружество каледонских племен принесло клятву во взаимной верности и совершило жертвоприношение. Уже в XIII в. князь Галлуэя заключил такой мистический союз с капитаном Гиллерухом, командиром отряда горцев. «Они заключили тайный договор, подкрепив его колдовством, которое было в обычае их предков. Все воины и вожде выпустили немного крови в общую чашу, размешали и отпили из чаши по очереди. Так они заключили между собой нерасторжимый кровный союз, решив объединить свои жизни независимо от того, что их ждало впереди, успех или поражение».

Средневековый житель Гебридских остовов. Стеганый кожаный акетон. Полагают, что акетоны попали в Европу из Азии, но известно, что точно такие же доспехи независимо изобрели ацтеки. Может быть и пикты сумели изобрести их самостоятельно?
Средневековый житель Гебридских остовов. Стеганый кожаный акетон. Полагают, что акетоны попали в Европу из Азии, но известно, что точно такие же доспехи независимо изобрели ацтеки. Может быть и пикты сумели изобрести их самостоятельно?

Другим распространенным ритуалом было складывание пирамиды из камней. Подобные пирамиды насыпали над могилами. Каждый воин брал камень и укладывал его в кучу, а после боя оставшиеся в живых разбирали камни, оставляя камни, уложенные погибшими, как памятник. Первое упоминание такого обряда встречается в ирландских текстах и относится к началу VII в.

Король разрабатывал общий план боя. Построение армии определялось тем, кто был противник: конные бритты, римские легионеры или саксонские щитоносцы. Изображение армии на камне из Аберлемно показывает, что армия пиктов не была просто толпой вооруженных людей, а имела продуманное построение, учитывавшее множество обстоятельств. К VII в. в Ирландии тотемные животные постепенно начали вытесняться гербами. Каждый капитан в бою нес штандарт с эмблемой или гербом. Если камни-символы пиктов также имели смысл гербов, то тогда штандарты с гербами имелись и у пиктов.

Место воина в строю определялось его статусом. Герои занимали первые шеренги, воины низшего статуса стояли сзади. Перед началом боя противники старались подорвать боевой дух друг друга. С этой целью стоящие в первых шеренгах воины могли сбросить с себя одежду, показывая свои татуировки. Лучшие воины выходили вперед и бросали вызов противнику. Многие кельтские воины вводили себя в состояние боевого бешенства – dasachtach или miri-cath. В состоянии бешенства совершал свои подвиги и знаменитый Кухулин. Для достижения состояния бешенства применялась медитация и психотропы растительного происхождения.

Важную роль играли барды, которые своими песнями подбадривали воинов и призывали кару на головы противника. Пиктские барды изображены на многих камнях. В Уэльсе законом требовалось перед боем петь песню Vnbeinyaeth Prydain. Непосредственно перед тем, как броситься в атаку, горцы выкрикивали подстрекательства – brosnachadh catha. Барды превозносили «славу геройской смерти, а также позор малодушной нерешительности и трусливого бегства». Иногда слова бардов оказывались пророческими, как в поэме Талесина «Битва Аргеда Лифина».

«Давайте поднимем наши копья выше горных вершин.
Давайте заглянем за горный хребет.
Давайте поднимем пики над головами.
Давайте атакуем Фламдина в центр его строя.
Давайте перебьем его самого и его соратников».
Другие песни вспоминают былые победы:
«Великий монарх и высший правитель,
Убежище странникам, надежная защита в бою.
Англичане знают это, когда рассказывают свои истории.
Они мертвы, на их головы обрушилась беда и горе,
Их дома сожжены, их тела наги».

Барды в бою не участвовали, но внимательно следили за его ходом. Малейший намек на трусость тут же запечатлевался в язвительной песенке. И наоборот, проявление героизма воспевалось самым высоким слогом.

Когда голоса бардов уже было невозможно различить в шуме боя, в дело вступали музыканты, которые своими трубами перекрывали звон ударяющихся мечей. Вместо старинных карниксов, пикты использовали длинные прямые трубы или коровьи рога. В Бургхеде обнаружен англосаксонский рог IX в., захваченный пиктами. Пугать противника громким шумом и ревом было старинным кельтским обычаем. Даже в XIV в. шотландцы сохраняли эту традицию. Фруассар отмечает: «Скотты имеют обычай, беря оружие, дудеть в рога, которые обычно висят у них на груди. У всех рога имеют разные размеры, и когда гудят все вместе, раздается рев, слышимый на четыре мили вокруг. Этот рев повергает противника в ужас».

Боевые трубы не только создавали шум, но и позволяли отдавать команды, которые слышны были даже в грохоте боя.

Реконструкция внешнего вида древних пиктских воинов.
Реконструкция внешнего вида древних пиктских воинов.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *