Сражения крестоносцев

Rate this post

Хотя полномасштабные сражения крестоносцев происходили редко, многие из них описаны деталях. Военачальники поднимали дух бойцов, обращаясь к ним перед боем с речью. Рыцари формировали строй по сигналу трубы. В ходе боя они также по сигналу трубы перестраивались. Неизвестно, кто причинял противнику больше потерь – рыцари в ближнем бою или стрелки. Но рыцари наносили противнику более тяжелые повреждения. Современные научные расчеты показывают, что арбалет и даже композитный лук могли на короткой дистанции пробить доспехи.

Главной задачей плотного рыцарского строя было прорвать строй противника, затем развернуться и атаковать врага с тыла. К XIII веку излюбленной тактикой стало проведение многократных атак на позиции противника. Мусульмане же избегали принимать традиционный бой, предпочитая действовать из засады, атаковать противника во фланг или просто уходить из-под удара, изматывая противника физически. В Греции крестоносцы также испытывали трудности с тактикой, особенно когда на сцену вышли татаро-монгольские лучники.

В том же «Законе Тамплиера» определяются действия рыцаря в случае неудачи. Если не удается пробиться к своему штандарту, рыцарь должен был собраться у штандарта маршала или любого другого христианского штандарта.

Федор Палеолог писал в 1326 году, что в случае внезапного нападения противника, солдатам не следует собираться группами. Вместо этого, они должны были объединиться, в то время как слуги и обоз формировали арьергард. В задачу арьергарда входит охрана пленных и сбор лошадей без всадников.

Рыцари часто действовали в качестве тяжелой пехоты. Ричард Львиное Сердце не стеснялся ставить спешенных рыцарей в первую шеренгу, используя их копья как пики, а щиты как мантлеты. За этим строем он укрывал арбалетчиков. Эту тактику Ричард позаимствовал на Ближнем Востоке, где она издавна практиковалась. Другим позаимствованным на Востоке тактическим приемом было размещать конный отряд внутри защитного пехотного каре.

Традиционный кодекс рыцарской чести делала ставку на личное мужество воина, тогда как мусульмане и византийцы использовали более гибкую тактику, сначала размягчая оборону противника и нанося удар лишь наверняка. Одна из засад, устроенная в Палестине в 1192 году, хорошо описана авторами с обеих сторон. Арабы и турки, используя стрелы и дротики, причинили большие потери коням крестоносцев. После этого легкая пехота крестоносцев была просто вырезана. Защищенных доспехами рыцарей вывели из строя, нанося им мощные удары по голове. Некоторым рыцарям удалось образовать каре, внутри которого укрылись потерявшие лошадей воины. Французский крестоносец Де Жойнвиль получил пять попаданий стрел, его лошадь ранили 15 раз в битве при Аль-Мансурой. В итоге его выбили из седла, но он сумел накрыться своим щитом и остаться в живых, когда через него проехал конный отряд арабов. В XIII-XIV веках рыцари были очень уязвимы в пешем строю.

Сохранилось много детальных описаний поединков и целых турнирных битв. Рыцари старались выбить противника из седла, схватив его рукой за шлем. Случалось, что в сшибке рыцарь оказывался пришпиленным копьем к седлу. Тот же Де Жойнвиль оказался приколотым копьем к шее своего коня в 1250 году. В неудобной позе он не мог выхватить меч, поэтому ему пришлось воспользоваться запасным, притороченным к седлу. Спустя несколько десятилетий пленного каталонца заставили вступить в поединок с анжуйским рыцарем. Каталонец, без доспехов, вооруженный копьем, дротиком и легким мечом, выжидал, пока рыцарь приблизится к нему, после чего метнул дротик в грудь коня и отскочил в сторону. Рыцарь упал с раненого коня, каталонец подбежал, перерезал подбородочный ремень шлема и приставил меч к горлу рыцаря. За этот успех каталонцу пожаловали богатую одежду и даровали свободу. В начале XIII века в одном поединке рыцарь потерял шесть из имевшихся у него семи щитов. Случалось, что от мощных ударов рвались ремни, на которых подвешивался щит. Известен случай, когда рыцари, убегая, бросали шлемы и срывали с головы кольчужные подшлемники.

Судьба раненых была печальна. Бой часто заканчивался рукопашной схваткой, в которой доспехи были скорее помехой, чем защитой. Литературные тексты и археологические находки позволяют заключить, что средневековое оружие предназначалось не для убийства противника, а для вывода его из строя. Иногда раненых рыцарей выносили с поля боя на носилках. Европейская медицина того времени заметно уступала византийской или арабской, но полевые хирурги Утрмера несомненно заимствовали новые методы лечения у врагов. Известно, что в Иерусалиме на излечении находилось много крестоносцев, когда город в 1187 году взял Саладин. В качестве антисептика использовался уксус и окись свинца. Для лечения раненых широко привлекались еврейские и мусульманские врачи, что запрещалось церковными правилами.

Битва при Никосии, Кипр, 1229 г.
Битва при Никосии, Кипр, 1229 г.
Во время гражданской войны между итальянской армией Фридриха II и армией королевства Иерусалим, битва при Никосии произошла на недавно вспаханном поле. Поднявшиеся из-под копыт клубы пыли накрыли поле боя и какое-то время невозможно было определить, кто одержал верх. В бою погиб Джон Бейрутский, получивший удар копьем в незащищенное лицо.

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *