Конская упряжь

Rate this post

О конской упряжи Византийской империи нам приходится судить в основном исключительно по немногочисленным рисункам и письменным описаниям, которые не содержат практически никаких подробностей. Теоретически, в описываемый период было известно несколько типов уздечек, но практически мы можем различать только два типа по наличию или отсутствию носового ремня. Сохранилось несколько мундштуков, но из большинства рисунков трудно понять, в чем состояло различие между ними. По-видимому, различие заключалось в типе трензеля. Вожжи могли украшаться, чаще всего использовали для этой цели круглые розетки. Иногда розетками украшали и налобный ремень. Седло с низкими луками. На сохранившихся изображениях невозможно увидеть никаких особенных деталей.

Позднее, в XII веке, византийская конница освоила западноевропейское рыцарское седло с высокими луками, получившими распространение среди катафрактов. Седло удерживалось на месте подпругой, а также грудным и подхвостатым ремнем. Ремни украшались подвесками, простыми или отделанными заклепками. Источники также упоминают о конских налобниках и нагрудниках. Защита крупа встречалась гораздо реже. По-видимому, налобники византийского периода были больше и прочнее, нежели кожаные налобники, сохранившиеся со времен ранней империи, но точная форма налобников неизвестна. В идеале налобник и нагрудник были ламеллярными, из пластинок из бычьей кожи. В качестве более дешевой замены использовались войлочные налобник и нагрудник. Лошадей старались подковывать сплошными железными подковами, чтобы защитить копыта от «чеснока».

Конская упряжь примерно одинакова во все времена и у всех народов. В отличие от запада, где предпочитали агрессивных жеребцов, на востоке предпочитали более спокойных меринов и кобыл. Для управления спокойными животными не требовалось жестких мундштуков, применение которых было неизбежно на западе.

Представлены наиболее распространенные мундштук (2) и трензель (1). Вожжи практически такие же, как и в наши дни. У богатых всадников вожжи украшались металлической чешуей. Стыки ремней усиливались декоративными розетками.
Седло среднеазиатского типа с низкими луками. Седло делалось из четырех деталей: двух лук и двух боковин (3). Простые седла представляли собой деревянную раму, более дорогие дополнялись подушкой, которая повышала комфорт. Позднее, в XII веке, в тяжелой коннице распространение получили седла с высокими луками, которые обеспечивали более уверенную посадку, хотя и ограничивали подвижность всадника в седле.

Кроме подпруги, седло на месте удерживалось грудным и подвижным ремнем (4). В простейшем случае все ремни были простые, кожаные, но их можно было дополнительно украшать, чтобы продемонстрировать свой статус. Даже простые ремни часто украшались подвесками, тогда как дорогая упряжь отделывалась металлическими накладками разной формы и размера.

Рекомендовалось иметь каждому всаднику седельную сумку (5), в которой хранился бы запас провианта на три дня на всякий случай.

Кони катафрактов должны были уметь вести лобовую атаку на пехотный строй, для этого грудь и голову лошадей защищали нагрудниками и налобниками из бычьей кожи или войлока (6). Нет ни одного детального изображения, поэтому мы не знаем о том, какой формы налобники и нагрудники применялись в Византии. Известно, что на востоке налобник закрывал большую часть головы по сравнению с распространенными на западе шамфронами.

Ламеллярные конские доспехи, по-видимому, делались по старинке, без появившегося позднее кожаного основания. Пластинки соединялись между собой только шнуром в ряды, которые затем накладывались, частично перекрывая друг друга.

Пример типичного стремени (7).

Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *